Китай
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Китай

VIII—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Китай во VIII—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Всенародное антимонгольское движение; изгнание захватчиков

 Владычество монгольских феодалов, установившееся на всей территории Китая после семи десятилетий тяжелых военных походов, длилось сравнительно недолго: около 90 лет. Главным фактором, обусловившим шаткость политического господства Юаньской династии, явилась героическая борьба китайского народа против иноземных поработителей, принимавшая многообразные формы и не прекращавшаяся ни на один год. Одно за другим вспыхивали разрозненные восстания крестьян, солдат, ремесленников и рабов. Только в 1283 г., по подсчетам одного юаньского министра, произошло более 200 крупных и мелких массовых выступлений. Часто они проходили под лозунгами восстановления китайской династии Сун. Помимо собственно китайцев против монголов выступали инонациональные племена и народности (яо, мяо и др.). Активные боевые действия против захватчиков вели в прибрежных водах отряды пиратов. Ненависть к чужеземным угнетателям накипала и в среде мелких и средних китайских феодалов, чиновников, интеллигенции. Никакие репрессии и гонения юаньских властей не могли остановить роста антимонгольских настроений и открытых выступлений.

История антимонгольской борьбы китайского народа в XIV в. связана с тайным обществом «Белый лотос». Оно возникло еще в V в., но тогда представляло собой небольшую чисто религиозную организацию буддийского толка. В XII—XIII вв. общество постепенно слилось с тайными сектами Милэцзяо и Минцзяо и превратилось в значительное религиозно-политическое братство, объединявшее главным образом крестьян, торговцев и ремесленников. Оно имело свой устав и ритуал. Члены секты оказывали друг другу материальную и иную помощь. В условиях монгольского завоевания руководители «Белого лотоса» провозгласили лозунг борьбы против чужеземного ига и активно следовали ему. Общество, несмотря на непрестанные запреты и гонения властей, приобрело большую известность и поддержку народных масс.

Первые возглавленные «Белым лотосом» открытые выступления (20-е годы XIV в.) охватывали провинции Шаньдун, Хэнань и Хэбэй. Здесь еще жили традиции освободительной борьбы против завоевателей: именно этот район был базой крупного восстания «красных курток», имевшего первоначально античжурчжэньскую, а впоследствии антимонгольскую направленность.

Год за годом нелегальная деятельность «Белого лотоса» принимала все более широкий размах. В 30—40-х годах в сферу влияния общества входила обширная территория от северо-восточных провинций до Сычуани. В одном только Шаньдуне его члены участвовали в 300 выступлениях. В борьбу включались яо, мяо, чжуан и другие народности и племена. Мелкие разрозненные восстания «Белого лотоса» подготовили почву для последующего широкого освободительного движения.

В 30—40-х годах XIV в. из-за невнимания правительства к ирригационным сооружениям, которые вовремя не ремонтировались, стихийные бедствия в ряде областей стали постоянными. Так, в 1334 г. они происходили в 20 местах, в 1344 г. воды Хуанхэ, прорвав плотину, из-

[253]

менили русло и затопили огромную территорию в трех провинциях. Лишь в начале 1351 г. было решено вернуть Хуанхэ в прежнее русло. На ирригационно-строительные работы согнали 150 тыс. тягловых крестьян из пострадавших от наводнений областей. За ними надзирали 20 тыс. солдат. Чиновники прикарманили средства, отпущенные правительством на питание строителей. Начался голод. Чаша народного терпения переполнилась.

В июне 1351 г. крестьяне, работавшие в одном из районов провинции Аньхуэй на возведении защитных дамб, во главе с членом «Белого лотоса» Лю Футуном подняли восстание. Так началось массовое антимонгольское движение. В историю оно вошло под названием восстаний «красных войск», или «красных повязок», так как своим отличительным знаком его участники избрали головные платки красного цвета. Восставших поддержало сельское население других областей к северу и югу от Хуанхэ, в Шаньдуне и восточнее Хуайхэ; зона их действий расширялась.

Вскоре по призыву «Белого лотоса» началось еще более мощное восстание в среднем течении Янцзы. Возглавил его бродячий торговец солью Сюй Шоу-хуэй.

В начале 1352 г. возник еще один самостоятельный центр движения «Белого лотоса» — на юге Аньхуэя. Здесь действовала крестьянская повстанческая группа «красных войск», из которой вышел Чжу Юань чжан, ставший впоследствии главным предводителем антимонгольской борьбы. Чжу Юань-чжан (1328—1398) родился в семье бедного крестьянина-арендатора. В голодном 1344 году он осиротел и был вынужден жить подаяниями, служил послушником в буддийском монастыре, где обучился немного грамоте. К. восстанию Чжу Юань-чжан примкнул в 1352 г., и вскоре благодаря храбрости и незаурядным организаторским способностям он выдвинулся из рядовых воинов в главнокомандующего.

В движении «красных войск», начавшемся в 1351 г., переплелись два потока народной освободительной борьбы: патриотической, антимонгольской, и классовой, антифеодальной. Однако на разных стадиях и в различных звеньях движения эти направления проявлялись неодинаково; главные силы в конечном итоге оказались обращенными против чужеземного ига. Сочетание обоих потоков придало борьбе особую глубину, остроту и размах.

Движущими силами восстаний «красных войск» являлись крестьянские массы, работники промыслов, сельские и городские ремесленники, мелкие торговцы; наряду с ними в восстаниях участвовали анти-монгольски настроенные мелкие и средние китайские феодалы. Различия в составе движущих сил повстанческой борьбы в разных районах не могли не сказаться на характере отдельных восстаний, их ходе и исходе.

В лозунгах крестьян и других бедняков, особенно в восстаниях на юге и в центральных районах, нередко проскальзывали облеченные в религиозную форму мечты о ликвидации социальной несправедливости и неравенства. Провозглашалось пришествие в мир, как своего рода мессии, будды грядущего — Майтрейи, что воспринималось как призыв к ниспровержению мира насилия и нищеты. В восстаниях рядовые их участники видели возможность расправиться в первую очередь со своими классовыми врагами — помещиками и чиновниками как монгольскими, так и китайскими. Выдвигавшийся же вожаками ряда восстаний (преимущественно на севере) призыв к восстановлению династии Сун обнаруживал одновременно антимонгольскую направленность этих

[254]

выступлений. Двуединая направленность движения «красных войск» в целом была порождена и тем, что на борьбу с повстанцами поднялись не только монгольские, но и многие китайские феодалы.

В группировке Чжу Юань-чжана, постепенно набиравшей силу и развертывавшей активные военные действия, к 1355 г. на первый план выдвигаются требования свержения монгольской династии и восстановления китайской государственной власти. В условиях, когда все свидетельствовало о неотвратимости скорого падения монгольской власти, к Чжу Юань-чжану наряду с многочисленными крестьянами-бедняками присоединяются со своими дружинами местные феодалы, богатые сельские старосты, служилые люди, знакомые с военным делом, конфуцианцы, лишенные при монголах чинов и должностей. Некоторые из представителей господствующего класса стали его ближайшими советниками. Их позиции становятся все более определяющими, вытесняя влияние членов «Белого лотоса». Ученые-конфуцианцы сформировали программу военно-политических действий Чжу Юань-чжана. Смысл ее для феодалов сводился к использованию повстанческого движения в целях восстановления китайской империи, в которой власть находилась бы в их руках.

В 1355 г. начался второй этап движения «красных войск». Повстанцы Лю Фу-туна штурмовали основные твердыни господства монголов на севере. Тыл им обеспечивали своими активными операциями отряды Сюй Шоу-хуэя в Центральном Китае. Войска Лю Фу-туна овладели Кайфыном, город был объявлен столицей повстанческого государства Сун. Еще до этого отряды Лю Фу-туна подошли к Пекину.

Империя Юань стояла на грани крушения. В этот критический момент ханский двор пошел на серьезные уступки китайским феодалам севера, стремясь заручиться их поддержкой. Самая серьезная из уступок состояла в том, что всем китайским феодалам было разрешено создавать собственные войска, которые фактически превращались в регулярную правительственную армию и стали главной карательной силой. Впервые за несколько десятилетий монголы назначили первым министром китайца. Иными словами, судьба династии была вручена северокитайским феодалам.

Объединенной китайско-монгольской армии удалось в 1363 г. подавить восстание Лю Фу-туна. Но от нанесенного «красными войсками» на севере могучего удара Юаньская династия уже не могла оправиться. Тем самым «красные войска» на севере и в центральных районах подготовили почву для победоносного исхода борьбы за изгнание иноземных правителей и объединение страны.

Завершающий удар по завоевателям нанесла армия Чжу Юань-чжана. Еще в 1356 г. она овладела Наньцзином, первым важнейшим стратегическим пунктом на пути воссоздания китайской империи. Под контролем повстанцев находилась обширная территория на юге, освобожденная от тяжкого ига завоевателей. Одновременно было начато создание административных и военных органов власти. Руководство ими попало всецело в руки помещиков и чиновников-советников Чжу Юань-чжана. Осуществлялись мероприятия по восстановлению земледельческого производства и уменьшению налогового гнета. Созданное Чжу Юань-чжаном в 1356 г. управление полей — специальный орган для руководства сельским хозяйством — было призвано заниматься ирригацией, ревизией земель, упорядочением системы налогообложения (оставшегося, однако, обременительным для крестьян) и наделением крестьян и военных чиновников, в основном происходивших из неиму-

[255]

щих слоев, бесхозной и конфискованной землей. Гражданские чиновники получали земли вместо жалованья. Для решения проблемы снабжения армии продовольствием путем самообеспечения создавались военные поселения. Провозглашалось и практически осуществлялось освобождение рабов. Военные преобразования группировки Чжу Юань-чжана состояли в проведении новой системы комплектования повстанческой армии на основе отрядов деревенской самообороны (народного ополчения), а также в совершенствовании обучения войск и укрепления дисциплины е них.

Все эти мероприятия, хотя и не затрагивали сколько-нибудь глубоко существовавших социально-экономических отношений, обеспечили поддержку восстанию Чжу Юань-чжана со стороны народных масс.

Одновременно делались попытки шире привлечь на сторону восстания образованных и талантливых людей из рядов господствующего класса, преимущественно конфуцианцев. При этом преследовалась троякая цель. Сподвижники Чжу Юань-чжана сознавали, что каждый образованный конфуцианец пользовался большим влиянием в своей округе. Гибкий курс в отношении выходцев из феодальных слоев обусловливался также желанием совершенно изолировать монгольских властителей. Наконец, Чжу Юань-чжан и его советники, добиваясь объединения страны и перехода управления в свои руки, сознавали, что для организации и укрепления будущей государственной власти потребуется не только сильная армия, но и хорошо налаженный централизованный бюрократический аппарат, для чего нужны знающие и опытные люди.

В результате длительной и сложной борьбы Чжу Юань-чжану и его ближайшему окружению удалось оттеснить или уничтожить соперников из числа руководителей других повстанческих групп и объединить под своим началом подавляющее большинство патриотических отрядов. Чжу Юань-чжан стал общепризнанным предводителем движения. В его распоряжении находились конница, пехота и флот.

В конце 1367 г. начался большой военный поход на север, к Пекину. В январе следующего года Чжу Юань-чжан был провозглашен императором Китая. Новая династия получила название Мин (1368— 1644). В сентябре повстанческие войска вошли в Пекин.

Так в результате массовых восстаний, охвативших всю страну и длившихся около 20 лет, было свергнуто кровавое монгольское иго в Китае. К концу 80-х годов XIV в. остатки юаньских войск были изгнаны со всей территории Китая.

Могучее движение 1351 —1368 гг.— это один из немногих во всемирной средневековой истории случаев, когда крестьянское восстание добилось победы. Однако ее плодами в конечном счете воспользовался господствующий класс.

Монгольское завоевание оставило глубокий след в истории Китая. Оно явилось одной из причин, обусловивших известную задержку и нарушение нормального развития экономики, социальных отношений и культуры Китая. С момента монгольского завоевания китайское общество в своем поступательном движении начало отставать от многих стран Европы и Азии.

[256]

Вернуться к оглавлению главы Китай VIII – XV веков

Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС