Китай |
|
II—VIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Китай во II—VIII векахГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Крестьянская война конца II – начала III вековНаиболее ярким выражением глубокого социального кризиса Ханьской державы был рост классовой борьбы крестьян — свободных и зависимых земледельцев, а также рабов. Ее подъем начался в 109 г. До 169 г. в северной и южной частях империи произошло свыше 70 местных восстаний. Нередко на борьбу поднимались и некитайские племена и народности. С середины II в. многие выступления стали приобретать антидинастийную направленность. С 70-х годов II в. широкий размах получила деятельность различных тайных религиозных братств, причем наиболее активными были лаоские еретические секты. Они выдвигали носившие общий характер лозунги неправедности богатства, требования общности имущества и всеобщего равенства. Оживление деятельности сект вызывалось подъемом классовой борьбы; одновременно они сами играли известную роль в повышении повстанческой активности масс, в подготовке открытых выступлений. Начало крестьянской войны относится к 184 г., когда разразилось грандиозное восстание «Желтых повязок», явившееся главным ее звеном. Оно готовилось более десяти лет нелегальной сектой «Путь к великому благоденствию» (Тайпин дао) во главе с даоским проповедником Чжан Цзяо. В воззваниях Чжан Цзяо в религиозно-мистической форме звучали социально-политические мотивы: грядущий конец существующих на земле несправедливых порядков — «Синего неба», олицетворявшегося Ханьской династией, и воцарение всеобщего счастья и равенства — «Желтого неба», которое и воплощало идею «великого благоденствия». Чжан Цзяо, его братья Чжан Бао и Чжан Лян, а также их при-верженцы на территории современных провинций Шаньдун, Хэбэй, Ху-бэй, Цзянсу, Аньхуэй и Хэнань вели агитацию всюду, где скапливался народ,— среди крестьян, рабов, ремесленников в селениях и городах, мастерских и рудниках, местах ирригационно-строительных работ, на рыночных площадях. Вербуя сторонников, они проникли даже в столицу. Сотни тысяч привлеченных сектой людей были организованы по военному принципу: из них формировались большие (численностью 10 тыс. человек и более) и малые (6—7 тыс.) отряды во главе с назначенными Чжан Цзяо командирами. Был определен день одновременного выступления —3 апреля 184 г. [44] Но в решающий момент подготовки восстания правительство получило донос предателя. Тогда, опасаясь полного разгрома, Чжан Цзяо примерно за месяц до обусловленного срока подал сигнал к выступлению. По его указанию сотни тысяч свободных общинников, оброчных крестьян и рабов повязали головы желтыми повязками — это был отличительный знак принадлежности к восстанию. К движению примкнули также мелкие чиновники и небогатые землевладельцы. Главной зоной действий «Желтых повязок» стали северные области— наиболее важные в политическом и экономическом отношениях районы империи, что придавало восстанию особенно грозный характер. В том же 184 г. начались массовые выступления на территории современных провинций Гуандун и Сычуань, не связанные с сектой Чжан Цзяо. До 193 г. полыхало пламя восстаний подчиненных Ханьской династии племен на юге и северо-западе, их отряды угрожали даже столице. В последующие десять лет произошло несколько восстаний на юго-востоке с участием аборигенного населения. На западной окраине Ханьской империи, где административный и военный контроль государства был слабее, поднялись сторонники другой даоской еретической организации — «Учение о пяти доу риса» (У доу ми дао) 2 во главе с Чжан Лу. На территории, контролировавшейся восставшими почти 30 лет (до 215 г.), снижались подати, учреждались общественные постоялые дворы, отменялись жестокие ханьские законы; Чжан Лу требовал от людей умеренности в пище, одежде, обрядах. Перед лицом могучего народного движения на время утихли дворцовые распри, правящий класс консолидировался. На помощь 400-тысяч-ной правительственной армии, которая не в состоянии была совладать с повстанцами и не раз терпела поражения, пришли дружины владетелей «сильных домов» и крупнейших военачальников. Они и сыграли решающую роль в подавлении крестьянской войны. Но уцелевшие отряды «Желтых повязок» продолжали разобщенно оказывать сопротивление вплоть до 208 г. Их главной базой стали горы Тайханшань (современные провинции Шаньси, Хэбэй и Хэнань). Одновременно в северных районах начали стихийно возникать разрозненные повстанческие группы численностью от 6—7 тыс. до 20— 30 тыс., называвшиеся «Черные горы», «Желтый дракон», «Белые волны», «Великий потоп», «Плывущие облака». Самыми многочисленными и активными среди них были отряды «Черных гор» (их главный стан на севере Хэбэя). С повстанцами «Черных гор» объединились остатки «Желтых повязок». Стихийные, крайне слабо организованные восстания крестьян и рабов потерпели поражение, но для Ханьской державы это была «пиррова победа». Крестьянская война обескровила династию, так долго служившую господствующему классу Китая, от нанесенных ударов она так и не смогла оправиться. Народное движение конца II — начала III в. явилось одним из поворотных моментов в истории Китая: оно дало мощный толчок последующему утверждению новых форм эксплуатации, а также новых политических и правовых институтов, призванных поддерживать новые, феодальные экономические порядки в Китае. Примечания 2. Каждый адепт секты получал 5 доу (доу —мера сыпучих тел) риса. Отсюда и происходит название секты. [45] Вернуться к оглавлению главы Китай во II—VIII века Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах. Карты:Империя Хань во II в. до н.э. - II в. н.э.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |