Китай |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Китай в XVI—XVIII векахГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Культура Китая в период позднего феодализмаВ XVI—XVIII вв. китайская культура, оставаясь феодальной по своему содержанию, обогатилась многими новыми достижениями. Под влиянием важных сдвигов, которые происходили в этот период в экономике страны, обозначились первые трещины в традиционализме, косности и схоластике, господствовавших в культурной жизни. Возникли новые, свежие веяния. Однако прогрессивные тенденции не получили достаточного простора для своего развития. Утверждение маньчжуро-цинского режима, принесшего с собой усиление всех форм духовного гнета, прервало их рост. Реакционная политика маньчжурских правителей нанесла ощутимый ущерб китайской культуре, хотя и не могла полностью остановить ее развитие. С XVI в. в Китае в связи с прогрессом ремесленного производства заметно повысился интерес к естественным и прикладным наукам, появились крупные труды в этих' областях. В книге «Путешествия Сюй Ся-кэ» («Сюй Ся-кэ ю цзи») ее автор, неутомимый исследователь, проведший в походах по горным районам страны половину своей жизни, заложил основы китайской геоморфологии и спелеологии. Знаменитый медик Ли Ши-чжэнь (1518—1593) создал многотомную фармакопею «Общий обзор деревьев и трав» («Бэнь цао ганму»), в которой описал около 1900 лекарств растительного, животного и минерального происхождения. В 1637 г. появилась своеобразная техническая энцикло-педия Сун Ин-сина — «О продуктах, созданных небом и добываемых трудом» («Тянь гун кай у»), освещавшая развитие китайских ремесел. Примерно в то же время ученый и сановник Сюй Гуан-ци, знакомый с европейскими миссионерами и изучавший латинский язык, составил «Сельскохозяйственную энциклопедию» («Нунчжэн цюаныну»), которая описывала состояние земледельческого производства в Китае и частично в Европе. Интерес к практическим знаниям начинал проникать и в сферу философии, гуманитарных наук, хотя позиции традиционного догматизма, консервативности и оторванных от жизни схем казались здесь особенно прочными. В официальной философии продолжали господ- [490] ствовать идеалистические концепции сунского неоконфуцианства. У его последователей все больше наблюдалась тяга к софистике, абстрактным рассуждениям. Начало этому положил известный философ Ван Ян-мин (1472—1528), утверждавший, что в основе мира лежит сознание индивидуального человека, что все окружающее — это продукты человеческого разума, иллюзия, рожденная в мыслях. Интуитивизм Ван Ян-мина представлял собой закономерный продукт развития китайского субъективного идеализма, своеобразную «вершину» ортодоксальной феодальной философии. Нарастание борьбы между феодалами и крестьянством, обострение внутренних противоречий в среде господствующего класса так или иначе находили отражение в области идеологии. С XVI в. чаще стали раздаваться голоса протеста против господства идеализма в философии. Первым выступил философ-материалист Ван Тин-сян (1471 —1544), который утверждал, что материя есть основа мира, что законы объективного мира проявляются в ходе его движения и развития и познаются через практический опыт. Против догматизма конфуцианской ортодоксии решительно боролся ученый-вольнодумец Ли Чжи (1527-—1602). Он ниспровергал авторитет Конфуция, выступал против слепого поклонения его догмам. За свое свободомыслие Ли Чжи подвергался преследованиям минских властей, его сочинения сожгли как «еретические», сам он умер в тюрьме. В обстановке начавшегося кризиса феодальной системы и зарождения элементов капиталистических отношений, появления новых общественных сил в городах и вступления их в антифеодальную борьбу в XVII в. в Китае возникает прогрессивное течение общественной мысли, которое иногда называют ранним китайским просветительством. Это течение возникло как реакция на феодальный гнет во всех областях жизни страны, особенно в сфере идеологии. Взгляды его представителей объективно отражали требования различных социальных групп (городских торгово-предпринимательских слоев, просвещенных мелких помещиков и шэныпи, части трудового населения), составлявших своего рода антифеодальную оппозицию. Ранние китайские просветители подвергли резкой критике идеалистическую философию неоконфуцианства и школы Ван Ян-мина, их схоластику и метафизику и пытались перейти к решению практических вопросов, связанных с реальной жизнью. Крестьянская война 1628—1645 гг. и свержение династии Мин поставили перед прогрессивными китайскими учеными острые общественные проблемы, толкнули их на поиски идеальной системы государственного устройства. Маньчжурское завоевание значительно усилило недовольство деспотическим режимом и придало просветительскому движению еще большую остроту и целенаправленность. Особенности социальных и политических условий тогдашнего феодального Китая обусловили то, что во взглядах передовых мыслителей элементы критики чаще всего преобладали над позитивными идеями; идеал общества они искали в «золотом веке» древности, в первоначальном «чистом» конфуцианстве, а личное совершенство и мудрость считали ключом к установлению хорошей системы правления. Сильной стороной их учения были ненависть к деспотизму и тирании, протест против феодальных оков и ограничений, отчетливая гуманистическая окраска их произведений, идеи борьбы с поработителями и утверждение национального достоинства Китая. Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610—1695), Гу Янь-у (1613— 1682) и Ван Фу-чжи (1619—1692); все трое были разносторонними [491] учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам. Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти. Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д. Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724—1777) и др. В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа. Самое раннее из произведений этого жанра — «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей — богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа. Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг. Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии — наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества — содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.). В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640—1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») — одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая. [492] Распространение аллегорических приемов в литературе цинского времени было следствием политики жестокого подавления свободной мысли китайских писателей, проводимой маньчжурскими властителями. Правительственный контроль пронизывал все области духовной жизни и прежде всего сферу феодального образования и литературной деятельности. Одним из важнейших каналов этого контроля являлась экзаменационная система. Она использовалась не только для отбора угодных цинскому двору лиц в штат чиновников, но и для того, чтобы отвлекать образованных китайцев от актуальных проблем, требований реальной жизни. Основным предметом на всех ступенях официальных экзаменов при маньчжурах стало абстрактное и схоластическое «восьмичленное сочинение» на отвлеченные темы из конфуцианских канонов. Подготовка к такого рода экзаменам требовала многолетней тупой зубрежки, что душило всяческую инициативу, талант и способности. Стремясь превратить китайских ученых и писателей в своих преданных слуг, цинские правители предоставляли им хорошо оплачиваемые литературные и редакторские заказы. За счет казны составлялись объемистые энциклопедии и словари, переиздавались произведения древней и средневековой китайской литературы, из которых по приказу двора вырезывали все неугодные маньчжурам места. Большая группа ученых, художников, каллиграфов, граверов занималась комплектованием фонда императорской библиотеки — составлением «Полного собрания книг по четырем отделам» («Сыку цюаныпу»). Эта работа также преследовала цензурные цели. Те из образованных китайцев, которые осмеливались протестовать против маньчжурского владычества, подвергались самым суровым репрессиям. Цинские власти беспощадно предавали огню китайские исторические и литературные произведения, повествовавшие о борьбе китайского народа против различных чужеземных захватчиков. Авторов таких произведений отправляли на казнь. Но не только живущие китайские патриоты становились жертвой расправы маньчжурских властителей. «Литературная инквизиция» обрушивалась и на давно умерших авторов «крамольных» книг; могилы этих лиц разрывали, а трупы оскверняли; жестоким наказаниям подвергались оставшиеся в живых родственники. В период наиболее активных действий цинской «литературной инквизиции» при императоре Цяньлуне публично сожгли 13 862 различные книги; полному запрещению, а следовательно, повсеместному уничтожению подверглось от 1335 до 2320 названий книг. В «черные списки» были внесены эпические сказания китайского народа, воспевающие национальных героев, многие романы, новеллы и повести бытового жанра, признанные цинскими цензорами «аморальными». Запрещенные книги под страхом тяжких наказаний отбирались у населения и уничтожались. Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628—1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе. В изобразительном и прикладном искусствах позднефеодального Китая развиваются тенденции и направления, сложившиеся ранее. В архитектуре также продолжается господство традиционных стилей и форм. [493] Вернуться к оглавлению главы Китай в XVI—XVIII веках Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах. Карты:
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |