Китай: искусство садоводства |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Китай: искусство садоводства
Беседка в китайском саду Искусство садоводства было не только развлечением образованных людей, но и одним из проявлений китайской эстетики. Идея китайского сада весьма отличалась от современного ему классического французского: он должен был не организовать и украсить природу, а воспроизвести ее в миниатюре, хотя сам по себе мог быть совершенно искусственным. Главное отличие двух традиций в том, что китайский сад не имел геометрического плана: он строился исключительно на перепадах высот (отсюда значение скал и многочисленных построек), изгибах тропинок и ручейков. Главная задача сада — воспроизвести природный ландшафт, что по-китайски называется шаньшуй (буквально «горы и воды»), поэтому горы там изображаются скалами или насыпными горками на возвышенных местах, а воды — прудами, озерами, ручьями и каналами. Кроме «гор Пионы и вод» в китайском саду всегда были постройки — место отдыха и общения: беседки, терема, террасы, причалы, мостики, крытые переходы; каждое из них позволяло увидеть сад в новом ракурсе. Последняя составляющая китайского сада — его растительность, которая должна была производить впечатление богатства и многообразия красок и форм. Кроме деревьев: софор, ив, яблонь, абрикосов, персиков, ценившихся за свой весенний цвет, бамбука и сосен, любимых за перистость, — в садах сажали самые разные цветы и кустарники, чаще всего — пионы, хризантемы (потому что они цветут осенью) и лотосы (выделяющиеся на фоне водных пространств). Своей вершины искусство садоводства достигло при династии Мин; больше всего славились сады в Сучжоу и Ханчжоу. В Цинскую эпоху традиция сохранялась. Среди самых знаменитых садов был парк, разбитый Юань Мэем под Нанкином. Он назвал его «Садом по моему вкусу» (Суйюань) и прожил в нем около пятидесяти лет. Парк был огромен: больше 6 га *. Кроме прочего, в нем находилась большая библиотека, ферма животных, плодовый сад и даже рисовое поле, так что Юань Мэй мог жить там, совершенно ни от кого не завися. Но некоторые части своего сада он открыл для посетителей, так что парк стал чуть ли не туристическим объектом.
Китайский сад в описании миссионера-иезуита«Все эти сады изрезаны извилистыми каналами, которые проложены между искусственными горками, в иных местах протекают сквозь скалы и образуют водопады, иногда же стекаются в ложбинах и образуют водоемы, называемые озерами или морями, смотря по величине. Неровные берега этих каналов и водоемов одеты в камень, но не так, как наши — в камень, искусно обработанный, в котором не видно природы: камень, из которого сделаны эти набережные, выглядит диким и прочно уложен на свайное основание. Если рабочий и кладет подчас много труда, работая над ним, то лишь для того, чтобы еще более увеличить его неровности и придать ему более сельский вид. По берегам каналов в некоторых местах камни эти уложены так, что образуют весьма удобные лестницы для входа на лодки желающим прогуляться на них. На горках камни обтесывают в виде скал, иногда неоглядных, а бывает, что камни, хотя и прочно уложенные, кажется, вот-вот сорвутся и раздавят всякого подходящего. Иногда же они образуют пещеры, которые, змеясь под горою, приводят вас в очаровательные чертоги. В промежутках между скалами и на горках, и на берегах вод устроили впадины, кажущиеся натуральными. В этих впадинах здесь растут большие деревья, а в других местах кусты, в свою пору покрытые разнообразными цветами. В иных же местах можно видеть различные растения и цветы, заботливо обновляемые в каждое время года». «Назидательные и любопытные письма», письмо о. Бенуа г-ну Папийон д'Отрошу, 1767 г.». Примечания * Так в тексте; вероятно, следует читать 60 га (для сравнения, площадь ЦПКиО в Москве — 116 га). Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 238-242.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |