Климат Китая: земледелие и шелководство
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Климат Китая: земледелие и шелководство

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Климат Китая: земледелие и шелководство

Нет ничего удивительного в том, что земледелие во все времена выступает в китайских текстах в качестве «фундаментальной деятельности» (бэнь). Ритуальная система эпохи Чжоу (1121—1256 гг.) уже демонстрирует нам церемонию, которая до сих пор существует в Японии: Сын Неба каждый год «открывает землю», берясь за плуг, чтобы обработать священное поле, символизирующее плодородные земли империи. Самые высокопоставленные лица государства делают то же самое.

Начиная с этой далекой эпохи, шелководство занимает равное место рядом с земледелием, оно столь же ритуализировано и носит столь же императивный характер. Императрица, как и придворные дамы, не только выращивала шелковицу, необходимую для разведения шелковичных червей, но она, точно так же как император, исполнявший ритуалы земледельческого характера, исполняла шелководческие ритуалы, призванные открывать каждый новый сезон, с целью обеспечения во всей империи благоприятного прохождения всех этапов (начиная от выращивания шелковицы до тканья шелка — через этап создания мотков) этой отрасли хозяйства. Данный ритуал также продолжает существовать в современной Японии. Шелк, изначально необходимый для производства церемониальной одежды для сановников, позднее превратился в настоящие деньги, использовавшиеся как для выплаты дани, так и для уплаты налогов. К тому же, когда человек получал землю в ленное владение, он был должен вырастить там определенное число деревьев шелковицы.

Конечно, земледелие требует бесконечно большего труда и земли, чем шелководство. И о нем мы должны поговорить особо. Когда заходит речь об этом предмете, возникает два фундаментальных вопроса:

— Кому принадлежит земля?

— Кто ее обрабатывает?

Ответ на первый вопрос проходит красной нитью через всю историю Китая. Он с особенной остротой проявляется в период становления сельского хозяйства, во время его упадка и потом в период покидания народных коммун, имевший место в последние десятилетия XX в. Но рассмотрим подробнее историю этого вопроса.

 

Климат в Южном Китае и в Индокитае - ну, просто идеальный... для шелководства и рисосеяния. Вот только людям там жить тяжеловато. Особенно тем, кто привык к более северным широтам с умеренным климатом. Жарко и душно в той или иной степени может быть и в странах с умеренным климатом. Всем тем, кому эта тема интересна, советуем: подробнее смотри на https://www.kievkomfort о кондиционерах и обо всяких иных агрегатах, которые призваны обеспечить вам в доме, квартире или офисе свой собственный отдельный климат, отличный от того, который существует за окном.

 

Земля в древний период являлась одновременно источником доходов и родом валюты, которой выплачивалось вознаграждение. Верховные правители раздавали лены своим близким, которые становились могущественными феодалами и могли уже, в свою очередь, раздавать владения тем, кто их поддерживал. Эти последовательные раздачи оставили после себя очень плохие воспоминания, связанные с уровнем крестьянской жизни, а также с уровнем рентабельности поместий для всего общества. Когда династия Хань (206 г. до н.э. — 220 гг. н.э.) занялась реорганизацией структуры общества, она попыталась предотвратить новое появление порождающих власть феодов, с одной стороны, ставя преграды на пути к их наследственной передаче, а с другой стороны, заявляя о том, что одно лишь государство является собственником пахотных земель. Как видно из древних текстов, идеальным вариантом всегда оставалось наделение каждой крестьянской семьи площадью в 100 му (около 6 с половиной гектаров) пахотной земли и в 20 му земли под шелковицу. Исчезновение династии и последовавший за этим длительный период беспорядков оказались благоприятны для восстановления крупных поместий, которые в минимальной степени смогли обеспечить себя средствами вооруженной защиты. Династия Тан (618—907 гг.) попыталась вернуться к древним принципам распределения земель. Это распределение оказалось лишь отчасти возможным на практике, поскольку крупные поместья восстанавливались достаточно быстро. Между тем существовала большая разница между этой эпохой и древней феодальной эпохой. Балаш подчеркивает, что источником власти образованных чиновников, зачастую являвшихся землевладельцами, «была не собственность, но должность, эффективное исполнение которой обеспечивало привилегии». Существовали, таким образом (по крайней мере в теории), пределы в отношении как расширения, так и продолжительности существования этих владений.

Тот факт, что история Китая с V в. до н.э. до конца XX в. отмечена регулярными аграрными реформами, показывает, что справедливое разделение земли, в котором сменяющие друг друга правительства были заинтересованы как по фискальным, так и по экономическим причинам и даже иногда по моральным, всегда оставалось утопией, одновременно жизнестойкой и очень удаленной в воображаемом временном пространстве.

В Китае эпохи Тан, где условия крестьянской жизни были не завиднее, чем в древней Европе, существовало несколько категорий людей, работавших на земле. Такой расклад сохранялся до начала второй половины XX в., когда властями Китайской Народной Республики были проведены глубокие изменения. Значительная часть этих изменений была аннулирована в течение предпоследнего и особенно в последнее десятилетие XX в.

Первыми следует назвать свободных крестьян, в реальности достаточно редких, которые находятся в условиях, регламентированных соответствующими правилами. Они получали от государства в пожизненное пользование земельные наделы, размеры которых соответствовали составу их семей, эта земля обычно раздавалась после замирения областей, до этого беспокойных или же недавно завоеванных либо же обезлюдевших вследствие переселения на юг многочисленных крестьянских семей. В этом случае глава семьи распоряжался на этой земле, пока ему не исполнялось шестьдесят лет. Тогда полномочия переходили к другому члену семейства (часто одному из его сыновей), он же получал право на долю в имуществе семьи, в которой он отныне жил (зачастую также и в имуществе семьи одного из его сыновей). При наилучшем раскладе, т.е. в отсутствие войны или природных бедствий, семья могла, таким образом, кормиться и платить свои налоги.

Далее идут фермеры или арендаторы, т.е. те, кто обрабатывает землю, принадлежащую другому, и получают прибыток натурой (зерна, семена, орудия) или в случае фермеров разделяют урожай с владельцами. Они могли заняться этим дело по доброй воле либо же могли быть принуждены к этому необходимостью продать свою землю. Фактически достаточно было одного плохого сезона, чтобы крестьяне оказались вынуждены брать взаймы для покупки семян или приобретеня новых орудий труда. Условия ссуды были кабальными (до 6% в месяц), и малейшее препятствие, вновь встававшее на пути крестьян (внеочередная трудовая повинность, засуха или наводнение), уже окончательно губило семейную экономику и вынуждало семью уступать земли другим.

Наконец, в последней группе идут те, кому с трудом удавалось выживать, — эти люди нанимались батраками к владельцам сельскохозяйственных угодий или же они были вынуждены продавать себя в рабство, иногда вместе со своей семьей.

Таким образом, основными препятствиями в крестьянской жизни являются ненастье, как известно, исключительно частое в Китае, трудовые повинности, продолжительность которых часто превышает срок, установленный законом. Повинности мешали благополучному проведению сезона сельхозработ. Еще одна из бед, подстерегавших китайского крестьянина в его нелегкой жизни это завышенные проценты по займам. Крупные поместья появляются в результате наделения землей чиновников, в результате продаж, более или менее насильственно навязываемых этими последними крестьянам, и путем последовательного укрупнения, осуществляемого незаконно посредством игровой цепочки приобретений и наследований или благодаря понижению в разряде сельскохозяйственных угодий, объявляемых запущенными участками или охотничьими территориями.

Другими крупными землевладельцами являлись буддистские монастыри, экспроприированные в 845 г., но не замедлившие восстать из пепла, хотя и в значительно уменьшенных размерах.

Как бы там ни было, в стране, в которой природные условия особенно безжалостны и где, как мы это наблюдали во второй половине XX в., наводнения и засухи происходят почти ежегодно, можно выделить две основные проблемы, стоявшие на протяжении двух тысячелетий перед сельским хозяйством. С одной стороны, это регулярное отторжение рабочей силы, привлекаемой для принудительных работ и службы в армии. С другой, это вопрос о собственности на землю, решение которого в Китае было явно не в пользу мелких крестьянских хозяйств, ежегодно терпевших бедствия и разорявшихся в отличие от крупных владений, которые со временем присвоили себе основные пахотные земли вместе с крестьянами.

Неизбежным результатом такого положения дел явились — поголовная нищета в деревне и крестьянские восстания. Они несколько раз вспыхивали во время правления династии Хань, и вновь они набрали силу при Тан.

ЦИтируется по изд.: Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 164-170.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС