Иран
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иран

X—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иран в X—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Иран в XIII —XV вв.

Народно-освободительные движения в XIV в. Государство сарбадаров

Распаду государства Хулагуидов способствовали народные восстания, главной движущей силой которых были крестьяне и городские низы. Сначала народные массы выступали вместе с иранскими мелкими феодалами; их общей целью было свержение ига монгольской военно-кочевой знати. Когда это достигалось, развертывалась борьба между мелкими феодалами, желавшими устранить только монгольское иго, и социальными низами, боровшимися против феодальной эксплуатации.

Идеологической оболочкой движения было шиитское сектантство в сочетании с некоторыми течениями суфизма (мусульманского мистицизма). В шиизме народные массы больше всего привлекало учение об ожидаемом втором пришествии «скрытого» двенадцатого имама Махди, которое мыслилось как социальный переворот в религиозной форме. В одном из шиитских трактатов XV в. об имаме Махди говорится: «Он наполнит землю правдой и справедливостью после того, как она наполнилась тиранией и насилием... посредством меча он устранит тиранию, которая есть насилие одних людей над другими». Некоторые суфийско-дервишские ордена были связаны с ремесленными корпорациями; в проповеди суфиев слышались протест против богатства и роскоши высших классов, идеализация бедности. Ф. Энгельс писал: «Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» 3.

[356]

Наибольшее историческое значение имело движение сарбадаров. Его идеологом в 30-х годах XIV в. был шиит шейх Халифе, проповедовавший в Сабзаваре (Хорасан) в форме суфийских поучений «мирские дела». Он пал жертвой убийц, подосланных врагами. Но проповедь продолжил его ученик — шейх Хасан Джури, создавший организацию своих последователей в форме особого дервишского ордена хасанийе. Каждый, вступивший в орден, приносил присягу, обязываясь держать наготове оружие и выступить по первому призыву. Шейх Хасан Джури со своей проповедью обошел ряд городов и был схвачен и заключен в тюрьму монгольским эмиром Аргун-шахом. Но организация ордена уже раскинулась на большом пространстве, охватила широкие слои крестьян и городских ремесленников.

16 марта 1337 г. в селении Баштин, близ Сабзавара, где большинство жителей были муридами (последователями) шейха Хасана Джури, крестьяне убили явившегося к ним на постой монгольского чиновника. На сходке восставшие крестьяне говорили: «Люди, ставшие властителями, творят много насилий. Если бог всевышний дарует нам помощь, мы уничтожим тиранию и устраним тиранов, а если нет, то пусть будут наши головы на виселице (перс, «cap ба дар»), но терпеть насилие и тиранию мы не будем». Так объясняют источники происхождение названия восставших «сарбадары», т. е. «висельники», «отчаянные».

Восстание быстро разрослось; к нему помимо крестьян и ремесленников примкнули и местные иранские мелкие землевладельцы. Восставшие взяли Сабзавар, ставший столицей возникшего сарбадарского го-сударства (1337—1381). Сарбадары нанесли ряд поражений ополчениям монголо-тюркской военно-кочевой знати, освободив от ее власти весь Западный Хорасан с городами Нишапуром и Мешхедом, а на время также и Гурган.

Последний монгольский ильхан — Туга Тимур-хан, кочевавший в Гургане, пригласил к себе в орду сарбадарских вождей якобы для заключения мира; он рассчитывал схватить их во время пира. Сарба- дарский эмир Йахйа Кераби прибыл в орду с 300 сарбадарами. Узнав о замысле ильхана, сарбадары решили опередить его. На пиру один из сарбадаров убил ильхана, а прочие бросились на монголов и некоторых из них убили; другие в панике разбежались. По словам Хафиз-и Абру, «во мгновение ока орда падишахова была уничтожена, так что от нее не осталось и следа». Это событие произошло 13 декабря 1353 г.

В государстве сарбадаров происходила борьба между умеренным течением, опиравшимся на местных мелких землевладельцев, и крайним течением (шейхиты), представленным дервишами ордена хасанийе и опиравшимся на ремесленников и, вероятно, на беднейших крестьян; это крайнее крыло отстаивало учение о социальном равенстве. И хотя чаще правили эмиры из мелких землевладельцев, но давление со стороны крайнего крыла вынуждало их к уступкам.

В сарбадарском государстве крестьяне отдавали в казну всего 3/10 урожая, а сверх того с них не требовали «ни одного динара». Правитель, его приближенные и нукеры (военные слуги) — все одевались в одинаковые простые одежды из шерсти или верблюжьего волоса. В ополчении, состоявшем в основном из крестьян, числилось сперва 12 тыс., потом 18 тыс. и, наконец, 22 тыс. воинов; все они получали жалованье от государства, чаще натурой. В доме правителя ежедневно устраивалась общая трапеза, к которой мог прийти всякий — и богатый и бедняк. Сарбадарские воины прославились как ис-

[357]

ключительные храбрецы. Они стремились к тому, чтобы, по словам одного поэта, «из страха перед копьями сарбадаров впредь ни один тюрк 4 не смел разбивать [своего шатра] в Иране». Сарбадары провели большие оросительные работы в районе Мешхеда. По словам летописцев, область сарбадаров «стала обработанной и населенной» и находилась «в цветущем состоянии», а г. Сабзавар со своими базарами и густым населением сравнился с крупнейшими городами Ирана.

Примечания

3. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии.— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7, стр. 361.

4. Выражения «тюрки» и «монголы» в то время употреблялись как синонимы.

[358]

Вернуться к оглавлению главы Иран в X—XV веках

Вернуться на страницу Все об Иране и персах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС