Индонезия |
|
I—X века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индонезия в первые века нашей эры —X в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Характер первых государствОсновой производства, а тем самым и социально-экономической структуры первых индонезийских государств была община — деса 2 . Она сохраняла почти полную автономию во внутренних делах. Община владела комплексом территорий — обработанными землями, пустошами, лесами, пастбищами, водами. Необходимость коллективного труда на земле сплачивала ее членов в процессе производства и препятствовала их выделению из общины. Ремесло еще не вполне отделилось от земледелия. Существовало рабство домашнего типа, не ставшее, однако, основой социально-экономических отношений. Индонезия не знала рабовладельческой формации из-за прочности общинных связей и ведущей роли общины в производстве, вследствие того что развитие техники было недостаточным для массового применения труда рабов, и, наконец, из-за специфических географических условий, препятствовавших как массовому и постоянному получению рабов, так и возможности эффективно их использовать. Существенную роль играло и то, что в период складывания индонезийских государств по соседству — в Южной и Восточной Азии — уже существовали классовые общества, вступившие на путь феодализации. Родовые старейшины и племенные вожди, используя свое положение в общественной структуре и накопив путем военных набегов и торговли значительные богатства, захватывали власть. На ранних этапах классовая сущность такого государства еще не проявлялась отчетливо: положение вождей было освящено традицией — обычным правом. Постепенно, по мере роста имущественного неравенства, а также вследствие увеличения размеров территории и роста числа подданных, произошел отрыв власти от народа, появились военные дружины. Вожди превратились в раджей. Возникли промежуточные — между вождем и общиной — звенья управления. Развилась система наместничества. Наместниками обычно были родственники и приближенные государя. Вожди и наместники собирали налог с подданных. Аристократия постепенно превращалась в феодалов. Так шло развитие к складыванию государства феодального типа. Большинство индонезийских государств середины и второй половины I тысячелетия н. э. было именно таким. Складывались они в первую очередь в земледельческих районах. В ряде районов страны процесс становления государств был несколько иным. Возвышение правителей отдельных княжеств вело к их обожествлению. Это происходило в результате успешных завоеваний и при условии, что в таких обществах, еще сравнительно недавно стоявших на стадии общинно-родового строя, вождь и духовный глава совмещались в одном лице. Государство персонифицировалось: складывалась деспотия восточного типа; такой была, например, Тарума. До наших дней там, на крупном валуне, сохранились отпечатки стоп с надписями на [86] камне; одна из них гласит, что это отпечатки ступней «могущественного правителя, блестящего Пурнавармана, князя Тарумы, отпечатки ступней которого подобны отпечаткам ступней Вишну» (Вишну — один из трех высших индуистских богов). Правитель-деспот назначал приближенных для сбора налогов в государственную казну, получал дань со своих вассалов. Как государство (правитель-деспот), так и его наместники и вассалы эксплуатировали крестьянские общины — основу, на которой выстроилась эта иерархия. Наместники, равно как и вассалы, стремились освободиться от влияния центральной власти и стать независимыми. В конечном счете и в этом случае развитие шло к складыванию феодальной системы. Государства этого типа возникали в тех районах, где ирригация играла особенно большую роль. Наконец, своеобразным и довольно распространенным типом ранних индонезийских государств были приморские портовые города-государства, напоминавшие греческие полисы. Основой их экономики служила торговля, а территория обычно охватывала лишь сам город и ближайшие окрестности. С населением более удаленных, подвластных городу районов его жители вели торговлю. Иногда такие портовые города-государства перерастали в деспотические государства с обширной территорией — даже в империи (Шривиджайя) 3. Но и при этом торговля всегда оставалась основой их экономики, так как земледелие было развито недостаточно, чтобы обеспечить даже внутренние нужды. Ни одно из раннеклассовых государств названных трех типов еще не было, однако, сложившимся феодальным государством. Верховным собственником земли было государство в лице своего правителя. Наместничества и временные пожалования еще не превратились в наследственные феоды, а в руках держателей еще не была сосредоточена законодательная, административная, судебная и исполнительная власть. Община распоряжалась своей землей и эксплуатировалась центральной властью как коллектив с помощью системы государственных налогов и повинностей. Крестьянство было основным эксплуатируемым классом. Учитывая тенденцию развития этих государств, их можно назвать государствами раннефеодальными. [87] Примечания 2. Так называлась — и называется сейчас — община у яванцов, сундов, мадурцев и балийцев, составляющих подавляющее большинство жителей Индонезии; помимо этого названия встречаются также и другие термины для обозначения общины. 3. Шривиджайя (в санскритском произношении, принятом в средневековой Индонезии), или Сривиджайя (в современном индонезийском), в переводе означает «Победоносная». Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в первые века нашей эры — X в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |