Индонезия |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индонезия в XVI—XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. КультураВ результате вторжения иностранцев и бесконечных междоусобных войн, а также вследствие борьбы между исламом и доисламскими традициями культура Индонезии переживала глубокий и затяжной кризис. Упадок приморских городов Явы привел к тому, что они перестали быть ведущими культурными центрами. На Яве выделился основной центр: при дворе матарамского сусухунана. Это означало перемещение интенсивной культурной жизни из приморских городов в глубинные районы. В период подъема Матарама оформился современный яванский язык. Были созданы произведения литературы, повествующие о победоносных войнах Агунга, о восстаниях против Матарама. Распространился жанр бабадов — исторических хроник. Наиболее известна! составленная в этот период хроника «Книга раджей» («Параратон»), повествующая о раджах Тумапела и Маджапахита. Со второй половины XVII в. в связи с голландским вторжением и междоусобной борьбой в самой Индонезии наметился резкий упадок литературы на Яве. В середине XVIII в. в Суракарте сложился новый театральный жанр — ваянг оранг (или ваянг вонг), т. е. театр живого актера. Сюжеты для этого театра черпались в основном из индийско-индонезийского эпоса. [531] Получили широкое распространение элементы мусульманской куль туры — литература, искусство, философия. Распространяются сюжеты и герои мусульманского мира: это «Сказание об Александре Македонском» («Хикайят Искандар Зулкарнаин»), «Сказки из Калилы и Димны», персидские сказания об Амире Хамзахе и др. Центром мусульманской литературы были султанаты Суматры, в особенности Аче. Живший здесь в XVII в. поэт ар-Ранири оставил замечательное поэтическое про-изведение «Сад царей» («Бустан ас-салатин»). Ряд произведений, созданных в этот период в Малайе, благодаря общности судеб малайцев Индонезии и Малайи и распространению в Индонезии малайского языка становится общим достоянием народов обеих стран: «Малайская летопись» («Седжарах Мелайю»), «Повествование о ханге Туахе» («Хикайят ханг Туах») и др. В то же время внедрение ислама сопровождалось упадком или полным исчезновением многих традиционных искусств и обычаев. В исламизированных районах в искусстве почти совершенно исчезли изображения людей и животных. В религии происходил синтез мусульманских и доисламских элементов. Так, в мусульманском празднике гаребег основой стал культ предков; в мечети можно было услышать звучание гамелана. При строительстве мечетей использовались приемы и формы древнеяванской храмовой архитектуры. Впрочем, население усваивало лишь внешние формы ислама. Получило развитие мусульманское богословие, особенно в Аче — «индонезийском преддверии Мекки». Труды аческого богослова Хамзаха Пансури (первая половина XVII в.) и сейчас пользуются уважением в мусульманских кругах Индонезии. На Бали и у тенггеров (Ява) сохранилась разновидность индуизма, у бадуев (Ява) — буддизма. В период позднего средневековья в Индонезии завершается формирование ряда крупных этнических общностей: яванской, сундской, мадурской, малайской, балийской, минангкабауской и пр. При этом язык малайцев Восточной Суматры и Малайи благодаря их роли в торговле и широким миграциям, родственной близости самого языка с другими языками Индонезии и простоте его стал языком общения на архипелаге. В языки народов Индонезии вошло значительное количество арабской лексики. С приходом европейцев на культурную жизнь Индонезии стало все более мощное воздействие оказывать европейское влияние — в сфере языка, материальной культуры, производственных навыков, а также религии. С середины XVI в. португальцы начали проповедь христианства (католичества) на Молукках и Тиморе; позднее проповедь христианства (протестантства) вели голландские миссионеры. Новую религию голландцы использовали для разжигания розни между народами архипелага. В истории индонезийской культуры европейские и мусульманские элементы сыграли разную роль: если европейские, за небольшими исключениями, остались чуждыми традиционной культуре индонезийцев, то мусульманские были усвоены и переработаны индонезийским обществом и вошли в комплекс ценностей, составляющих индонезийскую культуру. [532] Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в XVI—XVIII вв.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |