Индонезия |
|
XI—XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индонезия в XI—XV вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Социально-экономический стройНа рубеже I—II тысячелетия н. э. на архипелаге происходили важные социально-экономические сдвиги. Постепенно завершался переход от общества, еще носившего заметные следы связи с общинно-родовым строем, к более развитому. Для наиболее передовых в социально-экономическом отношении районов Индонезии это означало укрепление феодальных отношений в условиях расцвета деспотических государств. Во главе таких государств стоял правитель (раджа, султан), обладавший всей полнотой власти и считавшийся владыкой земель и вод. Правящий эксплуататорский класс состоял из семей раджей, их приближенных, наместников областей с их аппаратом, военачальников, многочисленных чиновников разных рангов, высшего и среднего духовенства, отчасти деревенских старейшин. Все они — исключая раджей и членов их семей, а также деревенскую верхушку — получали за свою службу временные земельные пожалования. Крестьяне по-прежнему оставались лично свободными и были привязаны к общине как по традиции, так и из-за естественной экономической необходимости; они владели землей, которую получали от общины в силу принадлежности к ней. Налицо было индивидуальное (или большесемейное) землевладение при общинной собственности на землю. Верховным собственником земли было государство в лице правителя, а фактически ею владели общины (государственно-общинный тип собственности). Ремесло все более заметно стало отделяться от земледелия, что вело к нарушению самодовлеющего характера общин. Крестьян жестоко эксплуатировало государство; налогами и повинностями облагались не отдельные крестьяне, а вся община в целом. К началу XI в. эта структура начала меняться. Община постепенно подчинялась государственной власти через ее представителей — аристократию и бюрократию. Правящий класс уже не мирился с обладанием «властью по должности» и с ролью уполномоченного государства по сбору налогов. Знать и бюрократия, имевшие должностные пожалования (подобие «кормлений»), постепенно превращались в подлинных феодалов, добиваясь пожизненного пользования землей, а затем и наследственного владения ею. Земля, таким образом, становилась объектом присвоения со стороны нескольких субъектов: общины (как в лице всего крестьянского коллектива, т. е. собственно общины, так и в лице отдельных крестьян-землепользователей), феодала (в лице целой иерархии) при верховной собственности госу- [296] дарства (олицетворяемого государем). Иначе говоря, происходило складывание феодального типа собственности. Процесс становления феодальных отношений, который особенно интенсивно шел в наиболее развитых государствах на протяжении XIV—XV вв., нашел выражение также в укреплении феодальной иерархии, в большем закабалении крестьянства. С начала XI в. происходят также крупные изменения политического и культурного характера. Главным из них было постепенное перемещение политического и культурного центра Индонезии с запада на восток: вместо суматранских государств гегемоном на архипелаге становятся государства Явы. На протяжении последующих столетий их ведущая роль закрепляется. [297] Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в XI—XV вв. .
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |