Индия |
|
V—XIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в V—XIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ФилософияФилософская мысль раннесредневековой Индии была тесно связана с религиозными взглядами. Однако философия уже стала превращаться в самостоятельную отрасль знаний со своими методами исследования, хотя иррациональность, ми- [107] стицизм, йогическая медитация продолжают характеризовать некоторые ее школы. В раннее средневековье происходит окончательное оформление классических шести систем индийской философии: ньяи, вайшешики, санкхьи, йоги, мимансы и веданты. Эти системы считались ортодоксальными, так как они признавали авторитет вед. Философы этих школ считали, что мир, душа, бог существуют реально. В учениях санкхьи и вайшешики прослеживаются даже некоторые материалистические тенденции. Логика, созданная представителями ньяи в V—X вв., явилась серьезным вкладом в индийскую философию и употреблялась также и другими школами. Ортодоксальным школам противостояли, с одной стороны, буддийские школы мадхьямиков и виджнянавады, отрицавшие не только священность вед, но и существование бога, души, всего внешнего мира, а с другой стороны — материалистические школы локайятиков (чарвака и др.). Возникает и своеобразная история философии в виде даршан — обзоров существовавших ранее и продолжающихся философских систем. Господствующее положение в философской мысли постепенно заняла система адвайта-веданты, создание которой приписывают Гаудападе (род. ок. 780 г.) и Шанкаре (788—820 гг.). Эти мыслители выступали защитниками «чистоты» древнего учения упанишад и индуизма, против материализма и материалистических тенденций в ортодоксальных учениях. Все сущее, по учению Шанкары,— результат деятельности мирового духа, Брахмана. Мир можно мыслить как реально существующий, но лишь с точки зрения простых, не умудренных знаниями людей. Только святые и «просветленные» способны понять иллюзорность мира и реальность одного Брахмана. Шанкара был не только философом, но и практическим религиозным деятелем: он основывал монастыри, реформировал общину аскетов (саниясинов) и т. п. В XI в. Рамануджа упростил систему религиозно-философских взглядов веданты, сделал ее более понятной народным массам. Он проповедовал веру в личного бога (т. е. заботящегося о каждом своем последователе в отдельности) и равенство перед богом. Материя, время и душа, по Раманудже, действительно существуют, и бог, конечная причина всего, творит мир из этих трех субстанций. Философия Рамануджи послужила основой для возникновения в XIII в. множества сект веданты, нередко эклектически сочетавших в своих воззрениях элементы учений санкхьи, ньяи, джайнизма и т. д. Несмотря на мистический характер их учений, все эти секты подготовили позднейший расцвет бхакти. [108] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |