Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Философия, литература и искусство Индии в XIII — начале XVI в

Особенности и специфика развития культуры Индии в это время складывались в значительной мере под влиянием новых общественных тенденций и были тесно связаны с историческими судьбами страны. Важнейшей вехой в культурной жизни явилось укрепление демократического, «гуманистического» направления в литературе, общественной и философской мысли, отражавшего прежде всего развитие городов и борьбу городского торгово-ремесленного населения против сословно-кастовой неполноправности и феодального угнетения. В то же время именно в этот период создались условия для близкого соприкосновения местных индийских и привнесенных из стран «мусульманского Востока» культурных традиций, что привело к зарождению своеобразного явления, именуемого в научной литературе индо-мусульманской культурой.

Представителями передовой общественной и философской мысли XIII—XV вв. явились мистики-бхакты Нарасимха Мехта в Гуджарате, Лалла в Кашмире, Намдев в Махарште (XIII в.), Чайтанья в Бенгалии (XV в.) и др. Предтечей многочисленных в этот период направлений бхакти по праву считается учение выдающегося мыслителя Индии Рамануджи (XI в.), который реформировал систему веданты, приблизив ее к верованиям и представлениям масс, и страстно проповедовал веру и любовь к личному богу, перед которым все люди равны. В то же время философия Рамануджи дала толчок к возникновению множества теистических и мистических сект веданты, основанных, в частности в Южной Индии, индуистскими философами Мадхавой и Нимбаркой (XIII в.).

С конца X — начала XI в. в Индии наряду с литературой на санскрите, представленной в основном подражательными произведениями, копировавшими классические образцы, появляется литературная традиция на новоиндийских языках — брадже, авадхи, гуджарати, позднее урду и др. Большое влияние на развитие языка и литературы урду оказал персидский язык и традиции арабо-таджикско-персидской письменности. На персидском языке в Индии была создана богатая литература— поэзия и проза. Последняя включала произведения исторического, юридического, географического содержания. Виднейшим представителем персоязычной поэзии был известный поэт Амир Хосроу (1253— 1325). Он творил не только на персидском языке, но был одним из первых поэтов Индии, обратившихся в своих сочинениях к народному языку, который он называл дехлави или хиндави. Его перу принадлежит большое число лирических и эпических произведений, несколько масневи (поэмы на исторические сюжеты), а также литературоведческие труды. Стихотворения Амира Хосроу и многочисленные песни, прославляющие его родную страну, и сегодня популярны в Индии.

[330]

Литература на новоиндийских языках по своему характеру была разнообразна и включала как придворную поэзию, так и поэзию, тесно связанную с народной средой. Лучшими образцами первой могут считаться героические поэмы, создававшиеся на хинди, гуджарати, маратхи, панджаби. Известным поэтом, написавшим на гуджарати героическую поэму, посвященную Притхвираджу III, правителю Гуджарата, был Чанд Бардаи (1126—1192). Придворной поэзии противостояла развивавшаяся народная литература религиозно-сектантских течений. К ранним ее представителям относились поэты-натхи, обращавшиеся в своем творчестве к образам народной поэзии,— ремесленник Горакхнатх и Чарпат (IX в.). Наибольшего развития средневековая народная литература получила в творчестве поэтов-бхактов: родоначальника литературы на панджаби Фарид-уд-дина Ганджшакара (XIII в.), писавших на хинди Кабира и Сурдаса (XV—XVI вв.), бенгальцев Чандидаша (XV в.) и Мукундорама Чокраборти (XVI в.), маратха Намдева (XV в.), Тулсидаса (XVI в.), сикхских гуру — Нанака и др. (XVI— XVII вв.), гуджаратца Нарсинха Мехта (XV в.) и т. д. Период поэзии бхакти в истории индийской литературы некоторые исследователи считают «индийским возрождением», представители которого были носителями гуманистических идеалов утверждения ценности человеческой личности. В идейно-художественном плане они опирались не только на традиции древности, но и народного фольклора, восприняв многие элементы распространявшейся в стране мусульманской культуры.

С приходом в Индии к власти мусульманских династий связано развитие здесь нового для Индии жанра персоязычной историографии. Историки, писавшие на фарси, занимали обычно придворные или административные должности, поэтому были хорошо осведомлены в делах государства, имели доступ к официальной переписке и архивам правителей. Свое назначение они видели в возвеличивании и прославлении подвигов феодальных патронов. Хроники характерны скудостью данных об экономической и общественной жизни страны, положении крестьянства и широких слоев населения.

Крупным представителем персоязычной историографии XIII в. является Абу Омар Минхадж-уд-дин Джузджани (родился в 1193 г. в Иране), который, подобно многим другим представителям иранской знати, покинул свою родину в страхе перед террором монгольских завоевателей. В Индии он пользовался покровительством различных феодальных владетелей, в том числе делийского султана Насир-уд-дина Махму-да, по имени которого назвал свой известный труд «Табакат-и Насири». Ценные труды по истории, являющиеся одновременно образцами литературной прозы XIV в., оставили историки Зия-уд-дин Барани и Шамс-Сирадж Афиф, авторы двух одноименных хроник «Тарих-и Фируз-шахи».

Отсутствие политической стабильности с конца XIV в. не способствовало развитию придворной культуры, и XV в., характеризуемый как время феодальной децентрализации, был беден историческими произведениями. Немногочисленные, видимо, труды хронистов этого периода, сведения о которых имеются в более поздних сочинениях, погибли в огне феодальных войн, были затеряны или истреблены частью по приказу правителей эфемерных династий, ревновавших к славе своих предшественников. В настоящее время известна лишь одна хроника XV в. Это «Тарих-и Мубарак-шахи», принадлежащая перу Яхья-ибн- Ахмада Сирхинди. Поэтому основные сведения по истории XV — первой четверти XVI в содержатся в трудах историков конца XVI — середины XVIII в., пользовавшихся недошедшими до нас трудами.

[331]

В XIII—XV вв. в Индии утвердились новые формы архитектуры. Появились неведомые ранее типы сооружений — мечети, минареты, мавзолеи, медресе. Небывалого расцвета достигло дворцово-крепостное строительство. Традиции зодчества Средней Азии и Ирана в «мусульманской» Индии были обогащены элементами индийских архитектурных стилей и получили дальнейшее развитие. Архитектурные шедевры индо-мусульманского искусства — знаменитый минарет и победная колонна в Дели Кутб-минар, мечеть Кувват-ул-ислам, сооруженная из материала 27 разрушенных джайнских храмов, мавзолей Илтутмыша и многие другие памятники — поражают законченностью своих форм, изяществом арок, куполов, величием и мощью крепостных башен и стен. В то же время они свидетельствуют о значительном развитии строительной техники, в частности о совершенствовании конструктивных методов перекрытия больших пролетов, внедрения связующих растворов и т. д.

Своими архитектурными сооружениями кроме Дели, исторической столицы Северной Индии, знамениты многие города, резиденции мусульманских правителей XIV—XVI вв.— Бидар, Манду, Ахмадабад, Гулбарга и др.

Одновременно мусульманское завоевание нанесло серьезный удар по храмовому строительству, а следование запретам ислама изображать живые существа, и прежде всего человека,— по индийской скульптуре, исчезнувшей, по существу, из монументальных сооружений. Новый этап в развитии индийской архитектуры и культуры связан с установлением в стране власти Великих Моголов.

[332]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС