Индия |
|
XIII—XVI века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в XIII — первой четверти XVI в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Поздний бхакти. СикхизмВыдвигаемая в религиозно-философской и эпической литературе раннесредневековой Индии идея о возможности изменения кармы путем бхакти, т. е. преданности богу и личного служения ему без посредничества священнослужителей-брахманов, идея, отражавшая в Индии формирование антибрахманских религий и в частности раннего индуизма — в конце XIV — середине XVI в. была подхвачена многочисленными сектантскими течениями, именуемыми условно-собирательным термином «поздний бхакти». Эти течения появлялись в различных частях страны независимо Друг от друга. Но, рождаясь в аналогичных общественно-экономических условиях, они обладали рядом общих черт, позволяющих характеризовать эти течения как проявление одного и того же социального процесса — формирования антифеодальной торгово-ремесленной и отчасти крестьянской оппозиции. Религиозной нетерпимости и формализму официального индуизма и ислама проповедники бхакти противопоставляли идею единого бога, беспредельная вера в которого в равной степени доступна каждому человеку, вне зависимости от его религиозной принадлежности и кастового статуса. В провозглашенном бхактами принципе равенства людей перед богом отразился, несомненно, хотя и в отвлеченно-религиозной форме, идеал социального равенства, протест против феодальных порядков, освящаемых ортодоксальной религией, феодального гнета и кастовой неполноправности миллионов людей. Близки и понятны широким слоям населения были не только идеи [327] учителей-бхактов, но и живой народный язык, на котором они проповедывали свои учения, и поэтические формы и образы, которыми они пользовались, близкие поэзии народа и навеянные его жизнью. Огромную роль в формировании догматики различных течений бхакти сыграл безусловно ислам, главным образом суфизм и мусульманское сектанство, которые переплетались в учениях проповедников бхакти с чисто индуистскими верованиями и представлениями. Видным представителем бхакти был ткач, мусульманин Кабир (1380—1418). Его творчество (гимны) оказало сильное влияние на многие другие течения бхакти. Обращенное к народу учение Кабира, являвшееся прежде всего протестом против социального неравенства, религиозной и кастовой разобщенности индийцев, излагалось им на брадже — одном из разговорных диалектов, которые легли в основу современного языка хинди. Главным в учении Кабира было утверждение идеи единого бога, вера в которого проявляется в беспредельной преданности ему. Бог Кабира вездесущ, он — во всех проявлениях природы, растворен во всех живых существах. Идеологом учения бхакти в Махараштре XV в. был выдающийся поэт Намдев. Сын «низкородного» портного, он провозгласил равенство людей перед богом и выступил против кастового бесправия. Учение Намдева привлекло к нему симпатии обездоленных ремесленников, представителей низких каст и неприкасаемых. Центром движения последователей маратхского поэта стал г. Пандхарпур в низовьях р. Бимы. В первой четверти XVI в. организационно оформилась секта сатпантх («правильный путь»), или имам-шахи, получившая распространение в городах Гуджарата, Панджаба и Синда. Последователем ее мог стать каждый вне зависимости от занимаемого в обществе положения. Сатпантхи выступали против богатства, проповедовали честность и трудолюбие. В Панджабе среди ремесленников и торговцев возникла секта сикхов, основателем и первым гуру («учителем, главой») которой был торговец Нанак (1469—1539), хорошо знакомый с учениями Кабира и многих суфийских шейхов. В основанную Нанаком общину последователей — сикхов (букв, «учеников») кроме ремесленников и торговцев входили крестьяне, принадлежавшие к разным кастам, главным образом к джатам. Нанак решительно осуждал уход от мира, призывая человека к активной деятельности на благо людей. Вера в бога сикхов не предполагала ни сложной обрядности, ни поклонения каким-либо внешним формам божества; идолопоклонство резко осуждалось идеологами секты. Являясь протестом против порядков феодального общества, ранний сикхизм сурово обличал жадность и корыстолюбие мулл и жрецов, их продажность и пристрастие к роскоши, проповедуя среди своих последователей благонравие, скромность и простоту. [328] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |