Индия |
|
XIII—XVI века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в XIII — первой четверти XVI в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Народные движения и сектантская форма их идеологииХроники — основные источники по истории Северной Индии XIII—XV вв., составлявшиеся при дворах правителей,— чрезвычайно лаконично повествуют о положении трудящихся масс. Но даже их случайные данные говорят об остроте классовых противоречий в государствах Индии. Стихийным, неосознанным социальным протестом против феодального гнета были массовые побеги крестьян. Из хроник мы узнаем о многочисленных отрядах тхагов — беглых крестьян, занимавшихся разбоем, бросавших свои селения и скрывавшихся в лесах от налоговых сборщиков. Открытое крестьянское восстание произошло в Панджабе в 1419 г. под руководством некоего Саренга, возглавившего, как сообщает хроника, «невежественных подданных и темных людей». Против него вы- [326] ступили со своими отрядами феодальные владетели Панджаба. Сражение произошло недалеко от Сирхинда. Саренг, стоявший во главе «селян и деревенского ополчения», потерпел поражение и бежал в горы, но не прекратил борьбы. Для его поимки было послано войско правителя Дели Хизр-хана. В одном из боев Саренг был схвачен и умерщвлен. С XIV в. широкое распространение получают сектантские течения, отвергавшие ортодоксальную религию и освящаемые ею феодальные порядки. Развитие городов и укрепление в них торгово-ремесленного сословия обусловили рост антифеодальной борьбы горожан против феодальной эксплуатации. Уже при Мухаммад-шахе Туглаке городские движения приняли, видимо, широкий размах. Жестоким карателем зарекомендовал себя помощник султанского вазира; за свою жестокость он получил в народе клички «дракон» и «собака султана»; сам же Мухаммад-шах называл его «львом рынков». Некоторый спад городских движений во второй половине XIV в. сменился в XV в. новым подъемом. Особенно упорны были мессианцы — махдисты. В конце XV столетия центром пропаганды махдистов стал Гуджарат, где выступил известный своей ученостью Мир Сайид Мухаммад (1443—1505). Демократические принципы раннего ислама, призыв к имущественному равенству и возврату к нормам шариата, в частности к налогу ушр (десятине), составлявшие существо проповедей Сайида Мухаммада, привлекали к нему народ. В общине махдистов строго осуществлялся принцип равенства; доходы каждого ее члена поступали в общественный фонд, после чего поровну распределялись между всеми. В первой четверти XVI в. махдистское движение усилилось и вышло, по-видимому, за пределы мирной проповеди мессианства. Начались расправы. Махдисты оказывали сопротивление феодальным правителям, но и они были разбиты и рассеяны. [327] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |