Декоративное искусство и орнамент |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франция. Декоративное искусство и орнамент
Образец рисунка Франции Людовика XIV. Эти понятия ассоциируются с роскошью и изысканностью, которые расцветают при дворе в эпоху Людовика XIV. Работа Шарля Лебрена по созданию больших парадных залов королевских резиденций поистине грандиозна. Ему мы обязаны созданием официального искусства, которое, несмотря на перегруженность аллегориями, являет собой настоящее единство стиля. Королевские мануфактуры, которые он возглавляет, выполняют крупные государственные заказы. Солнце, лилии, военные трофеи, королевские монограммы украшают стены и гобелены, круглые столики и консоли, рамы зеркал, кованый орнамент замочных скважин и т. д. Все они прославляют добродетели монарха. Для издания фолианта «Медали с изображением основных событий правления Людовика XIV» (1702) впервые используется «римский королевский» шрифт, придуманный Филиппом Гранжаном. Несмотря на финансовые затруднения второй половины правления Людовика XIV, вдохновение художников по-прежнему служит для выполнения дорогостоящих проектов. Поскольку заказы гораздо чаще поступают от богатых частных заказчиков, чей вкус не удовлетворяет роскошь деревенских церквей. Но разве даже в Версале мы не видим стремления к уюту? Рисунки Жана Берена, а затем Клода III Одрана, широко разошедшиеся в гравюрах, красноречиво свидетельствуют об этих новых чаяниях. Показной роскоши штукатурки, имитирующей мрамор, и крупной лепнине теперь предпочитают легкость лепных валиков, подчеркнутых позолотой. Потолки и стеновая обшивка, а также кареты, портшезы и дорогие ткани декорированы нежными и приятными мотивами: вязь, гротески, арабески и т. д. Вместе с керамикой, расписанной синей гризайлью, появляются первые нотки экзотизма, вдохновленные иллюстрациями азиатских книг.
Мастерство изготовления гобеленов, картоны для которых создавались величайшими художниками, достигает небывалых доселе высот. В Парижском округе гобелены Лувра («История святых Гервасия и Протасия», 1651—1661 гг.) и Менси (личные мастерские Фуке) заменяют раскошные ансамбли, вытканные на Мануфактуре гобеленов под руководством Шарля Лебрена: «История Александра Великого», «История короля», «Королевские дома» и т.д. Эти почести, воздаваемые парадным королевским покоям, ничуть не умаляют значимости шедевров, созданных в провинции. В Бове, в мастерских Луи Инара, перешедших под руководство Филиппа Беагля, создаются полотна «Зелень», затем «Гротески», чьей красотой мы обязаны талантам Берена и Моннуайе. Благодаря заказам богатых частных лиц и учреждений Обюссон и Фюльтен также являются активными центрами французского ковроткачества. В изготовлении мебели краснодеревщик Андре-Шарль Буль (1732), сумевший привнести новшества в технику Доменико Куччи, является символом французской изысканности. Его комоды с инкрустацией из черепаховых пластинок и медными украшениями (ножки в форме львиных лап), составившие гарнитуры Версаля и Сен-Клу, принесли ему широкую известность. В домашней обстановке добропорядочного человека такие предметы мебели, как комод для хранения медалей и кабинет, мало-помалу уступают место книжному шкафу (сначала решетчатому, потом застекленному) и письменному столу (на восьми, потом на четырех ножках, с поперечной крестообразной перекладиной); также появляются часы с маятником. Хозяйка дома покидает парадные покои — где кровать с балдахином в алькове служила местом для бесед — и отныне принимает гостей в уютной обстановке гостиной (будущий будуар), где кресло бержер, кушетка для отдыха (канапе) и столик для игр соперничают своей привлекательностью. Сиденья становятся разнообразнее и удобнее с появлением набивки и подлокотников; это время изобретения кресла (прежде всего с длинной прямой спинкой). Изгибы и облегченные пропорции мебели знаменуют наступление XVIII века. Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 238-240.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |