Одежда, обувь, украшения |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Одежда, обувь, украшения во Франции Людовика XIV
Французский фехтовальщик В сельской местности наряды пока не выделяются экстравагантностью и народными мотивами. Ткани изготавливаются в деревнях из шерсти или растительных волокон (пенька и лен), которые крестьяне заготавливают и прядут на вечерних посиделках. Цвета в основном неяркие и одинаковые: бежевый, серый, коричневый; насыщенный синий и ярко-красный можно встретить только на юге страны. Ленты и другие яркие украшения достаются из сундуков только по праздникам. Зажиточные крестьяне иногда надевают своего рода костюм: камзол, жилет и кюлоты (мужские штаны до колен), кожаные башмаки и изредка плащ. Повседневная одежда практична и служит для защиты от холода и жары. Наряды мужчин и женщин весьма просты. У мужчин на голове широкополая шляпа, прямо на голое тело надета холщовая рубаха (нижнего белья еще не существует), а также штаны, состоящие из кюлотов (верхние шоссы) и холщовых или шерстяных чулок и гетров (нижние шоссы). Самые бедные ходят босиком или носят сабо (на улице). Женский гардероб едва ли более сложен: на голове платок или чепчик, сорочка, корсет (предшественник корсажа) для бюста, рукава или короткая рубаха, закрывающая руки, а также платье, юбка и передник. Представителей некоторых званий или профессий можно отличить по одежде. Например, священников; после 1650 года широко распространяется ношение сутаны. Представители городской власти и университетские преподаватели носят мантию, которая различается по длине и цвету в зависимости от их статуса и специальности; их также отличает головной убор (колпак или судейская шапка). С 1690 года все военные носят форму. Что же касается лакеев, кучеров, домашних слуг больших аристократических домов, они традиционно носят ливрею. Мода в одежде — удел придворных и выскочек. Если кокетливые придворные епископы позволяют себе роскошь в одежде и открытую шею, проповедники осуждают подобное бахвальство в высших кругах общества. В занятном «Письме сицилийца» говорится: «Истинным демоном, терзающим эту нацию, является мода». В то время как юный король являет взорам свое тело Аполлона в балетных или парадных костюмах, силуэт придворных в 1660—1670 годов столь же смело подчеркивается рингравами (нечто вроде юбки-кюлота с рюшами, украшающими колено), которые прекрасно смотрятся с укороченным камзолом, позволяющим видеть сорочку, а также ботинками с союзкой на высоком каблуке. Во времена молодого «короля-солнце» знать буквально изнемогает под ворохом лент, кружев и прочих аксессуаров. Это золотой век басонщиков и торговцев перьями.
В 1661 году появляется жюстокор, который поначалу носят лишь как знак королевской привилегии (синего цвета с серебром, дабы отличить самых приближенных). С 1675 года жюстокор носят уже все, и с ним окончательно связывается образ мужского наряда: сорочка, орденская лента, камзол, жюстокор, кюлоты (короткие и облегающие) и шелковые чулки на подвязках. Зимой к этому добавляется короткий плащ или брандебур (плащ с рукавами на пуговицах). Среди обязательных аксессуаров дворянина — округлая шляпа с перьями (фетровая или касторовая, в конце эпохи появляется треуголка), тяжелый парик с буклями, перевязь, на которой висит шпага, а также широкий шарф и трость. В качестве отличия в зависимости от происхождения или заслуг некоторые могут носить знаки рыцарского достоинства (восьмиконечный крест на голубой ленте — орден Святого Духа, а с 1693 года для военных учрежден орден Святого Людовика на красной ленте). После исчезновения фижм при Людовике XIII женский силуэт почти не меняется и по-прежнему поддерживается корсетом из китового уса, а нижняя юбка — каркасом панье (из ивовых или стальных прутьев). Наряд состоит из сорочки, корсета, передника, трех юбок (края верхней приподняты и завернуты назад, она называется «манто») и чулок. Платье по-прежнему достигает щиколотки, а длина шлейфа свидетельствует о положении его хозяйки. Дезабилье становится простым туалетом, который принято носить ежедневно (с 1670 года), а более изощренные наряды следует надевать на официальные церемонии и домашние вечера (в кругу королевской семьи). Смена времен года также является поводом для более изысканных тканей, как мотивом рисунка (парча, дамаст), так и цветом («цвет волос», «брюхо косули», «жженая слоновая кость» и т.д.), которые дополняются различной отделкой (лентами, оборками и т.д.)... В одежде столько изысканных тонкостей, что периодические издания («Меркюр галан») считают своим долгом рассказывать о них своим верным подписчикам. Гардероб дополняет множество аксессуаров: мантильи, бархатные маски, расписные веера в оправе из перламутра или слоновой кости, надушенные перчатки, меховые муфты, куда можно также поместить и маленькую собачку, и т. д. И конечно, разнообразные пышные ювелирные украшения из жемчуга и драгоценных камней. Парики меньше распространены среди женщин, чем среди мужчин. Зато как разнообразны прически, отличающие молодых дам от дам старшего возраста: завитки и длинные пряди прически а-ля Севинье (1660), букли и шиньоны в «юрлю-берлю» (1670), затем заборы и прочие нагромождения (1679-1699), вдохновленные фантазией королевской фаворитки герцогини де Фонтанж. Перемену настроения признанные куртизанки подчеркивали мушками, которые наклеивали на покрытые макияжем лица: «дерзкая» на носу, «пикантная» на щеке, «кокетка» — на губе и т. д. Все это изобилие будет исчезать с введением закона против роскоши и королевским трауром. Однако главным двигателем моды является нарушение традиций. В 1715 году даже престарелый монарх, хотя и отчасти набожный, не колеблясь, носит на своем бархатном одеянии целые россыпи бриллиантов; правда, следует заметить, что столь ослепительная одежда предписана протоколом для приема иностранных послов. За пределами королевского двора богатые мещане и иностранные королевские дворы внимательно следят за французским «вкусом» и переменчивостью его моды, которая преподнесет еще немало сюрпризов... Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 280-284.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |