Азербайджанская советская социалистическая республика |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Азербайджанская советская социалистическая республикаXIV. ЛитератураАзербайджанский фольклор. Во многих памятниках сохранились черты древнего фольклора: мидийские легенды (7-6 вв. до н. э.), записанные Геродотом и связанные с иранскими завоевательными войнами, религ.-филос. древние тексты в "Авесте" и др. На протяжении тысячелетий складывались трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические эпические произведени (дастаны), сказки, юморески (лятифа), пословицы, поговорки, загадки, проникнутые верой в силу народа. Осн. место в азербайджанском фольклоре занимают дастаны "Кёр-оглы", "Асли и Керем", "Ашуг-Гариб", "Шах Исмаил" и др. Многие дастаны перекликаются с ист. событиями, отражают пат-риотич. и гуманистич. чувства народа. Лирнч. нар. поэзия многогранна по содержанию (баяти и гошма). Начина с 16-17 вв. записывались стихи нар. певцов - ашугов. До нас дошли произведени Гурбани, Сары-ашуга, ашуга Аббаса Туфарганлы, ашуга Валеха и др. Осн. создателями нар. поэзии, видимо, являлись именно ашуги. Ашугская поэзия как специфич. форма нац. иск-ва активно влияет на культурную жизнь. Очень популярны песни азерб. ашугов кон. 19-20 вв.- Алескера, Гусейна Бо-залганлы, Асада Рзаева, .Мирзы Байра-мова, Шамшира Годжаева, Ислама Юси-фова, Гусейна Джавида и др. Древн литература. Многие памятники письменной азерб. лит-ры древнего периода до нас не дошли, но известно, что ещё в 5 в. в Кавказской Албании (на С. совр. А.) существовала высокая культура; были написаны оригинальные и переводные религиозные книги и художественные произведения. В связи с усилением арабо-исламских (7-9 вв.) и иран. (11-12 вв.) влияний такие крупные азерб. учёные и поэты, как Хатиб Тебризи, Бахманяр, Катран Тебризи и др., писали на араб, и фарси языках. Одновременно создавались художеств, произв. и на азерб. яз. Выдающийс образец - эпос "Китаби Деде Коркуд". События эпоса в основном приурочиваютс к 10-11 вв.- периоду проникновения огуз-ских племён на Кавказ. В 12 героич. сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азерб., туркм. и тур. народности, с соседями за упрочение своего места на Кавказе. В 11-12 вв. в городах Гандже, Шемахе (Ширван), Тебризе и Нахичевани при дворах азерб. правителей группировались крупные поэты, в т. ч. Абу-ль-Ала Ганджеви, поэт и астроном Фелеки Ширвани. Пользовались успехом поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиред-дин Бейлакани, поэтесса Мехсети Гянд-жеви, в вольнодумных стихах к-рой выражены горести и печали азерб. женщины. Наиболее признанным среди шир-ванских поэтов был Хагани. Вершиной азерб. поэзии 12 в. является творчество Низами Ганджеви, одного из корифеев мировой поэзии. Поэт-гуманист был носителем прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетённого человека, против насилия и несправедливости. В 13 в. тяжёлое положение угнетённых масс вызвало в поэзии мотивы пессимизма и привело к распространению суфийской лит-ры (см. Суфизм): поэты Зюльфигар Ширвани, Шамс Тебризи, Авхеди Мара-гаи и др. Характерным явлением лит. жизни 13 в. был упадок придворной поэзии. Лирич. стихи на тюркском яз. создавал Гасаноглы. В 14 в. выдвинулся поэт Ассар Тебризи, автор поэмы "Мехр и Муштари", и Ариф Ардебили, автор поэмы "Фархад-наме". В 14-15 вв. получило распространение религ.-филос. учение - хуруфизм, направленное в основном против догм ислама и отчасти кровавого нашествия Тимура. Видным представителем хуруфизма был поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском яз. В 16 в. образовалось гос-во Сефевидов. Сефевидский правитель шах Исмаил Хатаи, писавший на азерб. яз., мастерски использовал мотивы нар. поэзии, что придавало его лирике и эпич. произведениям ("Дех-наме", "Несихат-наме") простоту и задушевность. За Хатаи шли одарённые поэты Хабиби, Хамиди, Киш-вери и др. В этот же период выступил корифей азерб. поэзии Мухаммед Физу-ли. Его полные филос. раздумий лирич. стихи на азерб., араб, и фарси языках долгое время служили образцами лирич. поэзии на Бл. Востоке. С именем Физули связано окончат, формирование азерб. лит. языка. В 16-17 вв. под влиянием фольклора происходит известная демократизация классич. поэзии: усиливаются нар. мотивы в письм. лит-ре, формы и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говси Тебризи и др. продолжают лучшие традиции Физули. Ширванские поэты нач. 18 в. (Ага Масих, Нишат, Махджур и др.) живо откликались на политич. события своего времени. Два крупнейших поэта - Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики 18 в. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феод, действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество - значит, этап в развитии азерб. поэзии на пути к реализму. Литература 19 - нач. 20 вв. В 19 в. поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Сев. А. в состав России (19 в.) явилось новым этапом в политич. и культурной жизни народа. Усиливается азерб. просветит. лит-pa, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Учёный и поэт Аббас-кули Бакиханов, писатель Исмаилбек Куткашенский и др. ввели в лит-ру новые жанры (новелла, реалистич. бытовая поэма) и образ "маленького человека". "Песни Мирзы Шафи" поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 нем. поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на мн. языки Европы, в т. ч. на рус. яз. (1880). Среди писателей 19 в. исключит, место занимает Мирза Фатали Ахундов - писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азерб. драматургии и выдающийс обществ, деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии обществ, мысли ряда вост. стран, особенно Ирана. В 1-й пол. 19 в. Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулс поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветит, деятельности во 2-й пол. 19 в. в Баку, Шемахе, Шуше и др. городах появились лит. кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Лит. кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Н. Везиров создал ряд бытовых драм и комедий, направленных против патриарх, отсталости. Дальнейшее развитие азерб. драматургия получает в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамед-кулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистич. рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азерб. прозы. В 1906 начал издаваться сатирич. журнал "Молла Насреддин", на страницах к-рого выступал поэт-новатор А. Сабир. Заметно влияние романтич. направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Ха-ди. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации рус. классики в А. Одним из пропагандистов рус. лит-ры был литературовед Ф. Кочарли. Советска литература. Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е гг. приняли деятельное участие в создании сов. лит-ры: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С. С. Ахундов, А. Шаик и др. впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьёзные сдвиги в сознании людей. Сов. писатели печатались в журн. "Маариф ве медениет" ("Просвещение и культура"), "Гызыл галемлер" ("Красные перья"). Сатирич. пьесы ставились на сцене сатир-агиттеатра (1921-25). Создавались ист.-революц. пьесы - "Соколиное гнездо" (1921) С. С. Ахундова, "Старый дом" (1927) А. Ахвердова, "Невеста огня" (пост. 1928) Дж. Джа-барлы, "Князь" (1929) Г. Джавида. Азерб. сов. лит-pa развивалась и крепла в борьбе с реакц. бурж. идеологией и теорией "чистого искусства". Лит. критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы и др.) в лит-ру вступили молодые литераторы, к-рые в 1926 объединились в союз азерб. пролет, писателей "Гызыл галемлер", а затем (1928) слились в Азерб. ассоциацию пролет, писателей (АзАПП). Они выступали с художеств, произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистич. жизнь. В 1932 основан Союз сов. писателей Азербайджана - объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистич. строительстве. 30-е гг. были периодом роста азерб. лит-ры, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы. В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азерб. сов. поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм ("Комсомольская поэма", ч. 1, 1933, "Басти", 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейн-заде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др. Актуальны стихи Сулеймана Руста-ма - пионера азерб. советской поэзии ("От печали к радости", 1927; "Два берега", 1949; "Русскому брату", 19134, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сб-ки "Ветры", 1930; "Стихи", 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы ("Иракская тетрадь", "Баллада о негритёнке Вилли" и др.). За поэму "Ленин" (1950) поэту присуждена Гос. пр. СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи филос. размышления ("Дни испытаний", "Краски", 1962). Высокие моральные качества сов. людей воспевает в своих лирич. и эпич. произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джа-миля, 3. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидат. труда, дружба народов, борьба за мир и демократию - осн. мотивы азерб. сов. поэзии. Азерб. сов. драматургия развивает богатые традиции нац. и рус. драматургии. В драмах Дж. Джабарлы ("Невеста огня", "Севиль", опубл. 1929, "Алмас", пост. 1931; "В 1905 году", пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и совр. жизни азерб. народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положит, героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистич. традиции Джабарлы, в пьесах "Хаят" (пост. 1935), "Махаббет" (пост. 1942), "Деревенская девушка" (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рах-ман создал для азерб. театра ряд комедий на бытовые темы ("Свадьба", пост. 1939; "Счастливцы", пост. 1941; "Ложь", 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирич. остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историч. героико-романтич. пьесами С. Вургун ("Вагиф", 1937; "Хан-лар", 1939, "Фархад и Ширин", 1941, и др.). Мехти Гусейн создал историч. пьесы "Низами" (1940), "Джаваншир"; С. Рустам - пьесу "Гачах Наби" (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева"Вешние воды" (пост. 1948), "Семь Атаевых" (1955), "Ты всегда со мной" (1965), комедия Э. Мамедханлы "Ширванска красавица" (1957) и его пьеса "Утро Востока" (1947). Известность получили пьесы И. Касумова ("Заря над Каспием", 1951; "Человек бросает якорь", 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбе-кова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др. Значительны успехи азерб. прозы. Романы А. Абульгасана "Подъёмы" (1930), "Мир рушится" (1933), М. С. Ор-дубады "Тавриз туманный" (1933-48), "Подпольный Баку" (1940), Мир Джа-лала "Манифест молодого человека" (1940), М. Гусейна "Утро" (ч. 1-2, 1950-53), С. Рагимова "Шамо" (т. 1-3, 1931-64), П. Макулу "Саттархан" (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азерб. народа, вступившего в революц. борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна "Апшерон" (1947-50) и "Чёрные скалы" (1957). Сов. деревне, её трудностям и успехам в социалистич. строительстве посвящены романы С. Рагимова "Сачлы" (1940-48), А. Велиева "Гюлыцен" (1949), "В нашем Чичекли" (1951), М. Ибрагимова "Великая опора" (1957, в рус. пер. "Слияние вод", 1958), И. Гусейнова "Самед Амирли" (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе "Наступит день" (1948) отобразил революц.-освободит, борьбу трудящихся Ирана. Тема нар. героизма в годы Великой Отечеств, войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли "На дальних берегах" (1954), А. Абульгасана "Война" (кн. 1-2, 1947-50, кн. 3 - "Бастионы дружбы", 1955-56), С. Велиева "Спорный город" (1957-58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде "Генерал" (1962) и др. О недавнем прошлом азерб. народа рассказывают романы Э. Абасова "Зангезур" (1956), Г. Мусаева "Восстание в крепости> (1959) и "Северный ветер" (ч. 1-2, 1958-63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), X. Хасилов, X. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Мак-суд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др. Успешно развиваютс лит. критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мум-таза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная "История азербайджанской литературы" (1957-60). Созданы монографии об азерб. классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азерб. лит-ры, публикуются науч.-критич. тексты памятников нар. творчества. Много сделали для ознакомления рус. и арм. читателей с лучшими образцами азерб. лит-ры И. Оратовский, А. Плавник, М.Давитян, С. Григорян и др. Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеид-заде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962; Курбанов ГЛ., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в., Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хака-ни, СПБ, 1875; Бертельс Е. Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958; Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Дж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958; Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967;
Вернуться к оглавлению Азербайджанская ССР. Вернуться к оглавлению Азербайджан во все века.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |