Создание арабо-мусульманского государства |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Создание арабо-мусульманского государстваГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Объединение АравииВ первых числах января 630 г. Мухаммед, имея при себе до 10 тыс. бойцов из мединцев и союзных племен, подошел к Мекке. В городе приготовились к отпору. В лагерь осаждавших явился Аббас, дядя Мухаммеда, который уже принял ислам. Аббас устроил встречу Мухаммеда и людей его окружения с Абу Суфйаном, который и договорился с пророком о сдаче Мекки на условиях, выгодных для своего рода и для своих друзей. Гарантировалась безопасность всем мекканцам, которые останутся у себя дома, либо найдут убежище в ограде святилища Кааба, либо укроются в усадьбе Абу Суфйана. Только с десяток особо упорных врагов ислама были исключены из амнистии. Мекканцы обязывались принять ислам. Но эти переговоры остались тайной для широкой массы мусульман. Вступление мусульманского войска в Мекку обошлось почти без пролития крови. Кааба была очищена от идолов и превратилась в главный мусульманский храм — «Заповедную мечеть» («Масджид ал-харам»). Конечно, принятие ислама не только для знатной верхушки, но и для массы курейшитов было делом не убеждения, а политической необходимости. В 630—631 гг. оазис Таиф и наибольшая часть Аравийского полуострова подчинились Мухаммеду, что в большинстве случаев сопровождалось принятием ислама и сокрушением идолов. Исламизация Аравии вскоре оказалась полной. После сдачи Мекки резиденцией Мухаммеда осталась Медина. Сделавшись политическим главой почти всей Аравии, Мухаммед не принял царского титула (малик). Он не стремился к богатству и роскоши, но свое семейство и членов своего рода обеспечил, постановив, что с любой военной добычи пятая часть (хумс) должна идти на содержание потомков и родичей пророка, а также вдов и сирот воинов, погибших в [130] «священной войне», нищих и странников. В Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, в Медине стал политическим деятелем, правителем и законодателем. Он показал себя талантливым дипломатом и военным вождем; конечно, в его действиях сыграл большую роль и организаторский талант Омара. Мухаммед умер 8 июня 632 г. и погребен в Медине; его гробница впоследствии заняла место второй (после Каабы) святыни ислама и стала местом паломничества. В Медине сложилось учение первоначального ислама. Ислам, как уже сказано,— религия синкретическая, сложившаяся из отдельных элементов христианства, иудейства, зороастризма. Ислам — религия строго и последовательно монотеистическая. Он предписывает верующим помимо исповедания догмата единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда ежедневную пятикратную уставную молитву, пост в течение месяца рамадана, отчисление так называемого заката — 1/40 дохода от стад, ремесла и торговли (формально в пользу бедных, фактически же в распоряжение арабо-мусульманского государства), паломничество в Мекку. От иудеев и христиан было взято и переработано учение о пророках — предшественниках Мухаммеда. Главными пророками были признаны Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос (араб. Иса ал-Масих — Мессия) и Мухаммед. Учение ислама об ангелах, об антихристе, о воскресении умерших и «страшном суде», о загробном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде мало чем отличается от христианского учения. В исламском представлении о рае преобладает чувственный элемент. Оригинальным было и получило важное значение в исламе учение о «священной войне за веру» (джихад), возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонниками» Мекки и с иудеями Медины. Захват и раздел военной добычи, освященный Кораном, стал для верующих стимулом участия в «войнах за веру». Позднее, при преемниках Мухаммеда — халифах, учение о джихаде стало идеологическим орудием завоевательных войн арабов. В раннем исламе идеалом государства была теократия: власть должна быть основана на принципах религии. Власть духовная и светская, религия и право, религиозная община и государство ясно не различались и рассматривались как нечто единое. [131] Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства. Вернуться на страницу Арабские государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |