Создание арабо-мусульманского государства |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Создание арабо-мусульманского государстваГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Ислам в МединеПримирив соперничавшие прежде племена аус и хазрадж, Мухаммед фактически стал полноправным главой Медины. В Медине мусульманская религиозная община приняла более организованную форму; были установлены также и основы обрядности, впоследствии сильно усложнившейся. Была построена первая мечеть («масджид») — простой дом, выходивший во двор, окруженный строениями и примыкавший к дому пророка. Мечеть была не только домом молитвы, но и помещением для общественных собраний и приемов (послов и др.). Были установлены часы для ежедневных молитв. Обязанность имама, т. е. предстоятеля на молитвенных собраниях, выполняли сам Мухаммед, Абу Бекр, либо Омар. В мединский период были заложены основы общеарабского исламского государства, и политическое объединение Мединского оазиса оказалось зародышем этого государства. Ислам теперь был не только религиозным течением — он стал политическим фактором. Объединение Аравии было вызвано процессом складывания классового общества. Но ислам оказался фактором, ускорившим этот процесс, ускорившим политическое объединение. Сравнительно небольшая группа соратников пророка — асхабы позднее составили новую аристократию, верхушку нового господствующего класса, превратившегося в феодалов после арабских завоеваний. В Медине произошло окончательное размежевание мусульман с «людьми писания» — сперва с иудеями, а потом и с христианами; ис-лам из аморфного монотеистического движения, разновидности ханифства, каким он был в Мекке, превратился в самостоятельную религию. Разорвав с иудеями, Мухаммед некоторое время еще продолжал надеяться на союз и сближение с христианами. В одном месте Корана сказано, что самые упорные враги мусульман — иудеи и многобожники (староарабские язычники), а искренние друзья — назаряне (христиане) с их священниками и монахами. Но к концу мединского периода Мухаммед разорвал и с христианами, по-видимому в то время, когда начались первые пограничные столкновения с византийскими войсками. Разрыв и с иудеями и с христианами был вызван не столько религиозными разногласиями, сколько непризнанием теми и другими Мухаммеда пророком. У мусульман сложились враждебные отношения не только с иудейскими племенами Медины. Немало было [128] и скрытых врагов среди ауситов и хазраджитов, внешне принявших ислам, а втайне действовавших против Мухаммеда и старавшихся разложить мусульманскую общину изнутри. Эти люди получили прозвание мунафиков («лицемеров», «притворяющихся»). Поселившись в Медине, Мухаммед с Омаром и Абу Бекром не собирались прекращать борьбу с мекканской языческой знатью. Они задумали, по-видимому, парализовать торговые операции Мекки, перерезав караванный путь из Мекки в Сирию, проходивший вблизи Медины. В начале 623 г. мусульмане напали на мекканский караван и ограбили его. Нападение мединских мусульман на мекканский караван, возвращавшийся из Сирии, развернулось в целое сражение, известное под именем битвы при Бадре (март 624 г.). В этом сражении мекканцы были разбиты; часть их погибла, часть взята в плен. В битве при Бадре, по преданию, против 600 мекканцев сражались 317 мусульман. Только двое или трое из них были на конях, остальные — пешие или на верблюдах. Доставшуюся военную добычу Мухаммед разделил так, что каждый конник получил тройную долю по сравнению с остальными; пятая часть добычи была выделена в пользу пророка и его семьи, сирот и бедняков. По словам Мухаммеда, такой способ раздела был указан ему в «откровении». Битва эта имела большое значение. Сам Мухаммед стал известен далеко за пределами Медины, в самом же оазисе его влияние стало почти безграничным. В следующем 625 г. мусульмане снова ограбили мекканский караван. В ответ Абу Суфйан повел против Медины 3 тыс. мекканских воинов; мусульмане были разбиты у горы Ухуд; но мекканцы не использовали своей победы и, даже не пытаясь взять Медину, ушли восвояси. Поражение не повредило авторитету Мухаммеда, который объяснил это событие отсутствием дисциплины среди мусульман и изменой мунафиков. В 627 г. Абу Суфйан повел против Медины большое ополчение (до 10 тыс.), в котором кроме 4 тыс. мекканцев и воинов союзных племен находились еще наемники-эфиопы. Большая опасность нависла над' Мединой. Но Мухаммед и вожди мусульман в течение шести дней окружили Медину рвом (хандак) и окопами. Войска врагов ислама осадили Медину, иудейское племя бану курейза помогало им. Но среди осаждавших начались раздоры, и недели через три мекканское ополчение во главе с Абу Суфйаном снялось с лагеря и ушло; ополчениям остальных племен ничего не оставалось, как сделать то же самое. После их ухода мусульмане разгромили поселение иудейского племени бану курейза — последнего в Мединском оазисе племени, исповедовавшего иудаизм (два других племени были побеждены и выселены еще раньше); мужчины бану курейза были обезглавлены, женщины и дети проданы в рабство бедуинам Неджда за верблюдов и оружие; земли и имущество побежденных были розданы мусульманам. В 628 г. пророк под видом паломничества выступил с 1500 асхабами к Мекке, но был встречен мекканским ополчением. После долгих переговоров с курейшитской верхушкой Мухаммед заключил с Меккой договор в Худейбии на следующих условиях: заключалось перемирие на десять лет; мусульманам разрешалось паломничество в Каабу, но без оружия (за исключением сабель); Мухаммед обязался не нападать на мекканские караваны. В договоре Мухаммед не был назван пророком, но Мухаммед, Омар и верхушка мусульман расценили этот договор как успех, так как впервые курейшитская знать признала Мухаммеда равной стороной. [129] Политический авторитет Мухаммеда после Худейбийского договора еще более возрос. Разные арабские племена, особенно враждебные Мекке, признали над собой политическую власть Мухаммеда. Заключая с ними договоры, Мухаммед не всегда требовал принятия ислама. И отдельные курейшиты, ранее враги ислама, теперь переходили в его лагерь и становились мусульманами. Так поступили в числе прочих Халид ибн ал-Валид, победитель при Ухуде, и Амр ибн ал-Ас, впоследствии прославленный полководец. Оба они были равнодушны к религии, но видели, что ислам превратился в серьезную политическую силу, а потому присоединение к мусульманам казалось весьма выгодным. Верхушка исламской общины во главе с Мухаммедом, Омаром и Абу Бекром, как выяснилось потом, стремилась к компромиссу с мекканской знатью; но, конечно, и для Мухаммеда с его окружением такой компромисс казался возможным только на условии принятия курейшитской верхушкой ислама хотя бы внешне. Между тем и курейшиты Мекки теперь иначе стали относиться к исламу. И не потому, что они вдруг уверовали в единого бога и в пророческую миссию Мухаммеда, а потому, что ислам показал себя политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая знать понимала, что эту силу она может использовать в своих интересах. Возможно, что Абу Суфйан и еще кое-кто из мекканской знати уже тогда имели в виду, объединив Аравию, организовать завоевания внеарабских территорий, через которые пролегали пути средиземноморско-азиатской караванно-морской торговли. Ведь завоевания помогли бы Аравии выйти из хозяйственных трудностей. Организовать же такие завоевания лучше всего было бы под знаменем ислама; это уже тогда можно было предвидеть. [130] Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства. Вернуться на страницу Арабские государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |