Создание арабо-мусульманского государства
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Создание арабо-мусульманского государства

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Создание арабо-мусульманского государства

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура и религии доисламскои Аравии

В Аравии исстари существовало два языка — североарабский и южноарабский (ныне исчезнувший);  оба принадлежали к семье семитских языков. Относительно высокая культура юга — Йемена и Хадрамаута — создала развитую письменность. До нас дошло весьма много надписей на южноарабском языке, на особом, так называемом сабейском, алфавите; древнейшие из них датируются около 800 г. до н. э.; эта письменность просуществовала до VI в. н. э.

Северные арабы, выселившиеся за пределы Аравийского полуострова, долго пользовались, как письменным, языком арамейским. На основе так называемого набатейского письма — одной из разновидностей арамейского письма (набатеями называли арабов, живших у рубежей Синайского полуострова, Палестины и в Иордании) — создалось североарабское письмо; древнейшие сохранившиеся его памятники — надписи в Немаре (в гетрах Хауран) 312 г. и надписи 512 и 568 гг. в Сирии.

К началу VI в. н. э. уже сложился единый североарабский литературный язык. На этом языке развилась богатая поэзия, основной формой которой была касыда (торжественная ода) — хвалебная, героическая, траурная, элегическая и т. д. Семь крупных североарабских поэтов VI—VII вв. (среди них Имру ал-Кайс; бывший раб, герой — мулат Антара и др.) считаются авторами самых прославленных собраний стихов (так называемые муаллаки — «нанизанные стихотворения»). Известны также прозаические сказания о славных сражениях арабов— «Дни арабов» («Айам ал-араб»). Все эти памятники были устными, -они распространялись рапсодами — народными певцами, заучивавшими стихи и прозу наизусть и затем декламировавшими их на ярмарках, пирах и в собраниях.

Древней религией племен как севера, так и юга доисламской Аравии был анимизм — культ сил природы, астральных божеств и племенных богов; имена божеств на севере и на юге были разные. В Северной Аравии и в Мекке особо почитались три звездные богини: Лат, Узза и Манат. Это староарабское «язычество», как и связанное с ним мировоззрение, мусульмане впоследствии называли «джахилийа» («невежество, варварство»). Наряду с верой во многих богов, а также джиннов (демонов) у северных арабов существовало уже представление о верховном боге, которого называли Аллах («бог») и Аллах таала («всевышний бог»). Представление о нем было очень общим и неясным. Какой-либо развитой мифологии, подобной древнегреческой, у арабов не было.

Разложение патриархальной родовой общины, развитие частной собственности на землю и имущественного неравенства, углубление противоречий между знатью и рядовыми членами племен глубоко потрясли общество Северной Аравии, вызвали брожение в нем. Создались предпосылки для образования классового общества. Чтобы выйти из состоя-

[125]

ния кризиса, необходимо было создать общеарабское государство, а следовательно, преодолеть племенную разобщенность и вражду. Для этого нужна была новая идеология. И поскольку средневековое общество, как указал Ф. Энгельс, знало «только одну форму идеологии: религию и теологию», то этой новой идеологией должна была стать новая религиозная система. «По поводу христианства и ислама можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску» 1.

Отражая потребность нового, формировавшегося общественного строя, новая религия, однако, не могла сложиться, не взяв элементов из других, развитых религий соседних, уже классовых обществ. Этими элементами были заимствования из иудейства, христианства, в меньшей степени из зороастризма, манихейства и гностицизма; кое-что, главным образом из обрядовой практики, вошло в ислам и из староарабской религии.

Одним из наиболее почитаемых североарабских святилищ была упомянутая уже Кааба в Мекке, прославившая этот город. Она представляла собой попросту обнесенный стеной прямоугольный двор; в ограде помещались «идолы», точнее, «бетили» (семит, «бейт иль» — «дом бога») разных божеств — вертикально поставленные камни.

Процесс разложения патриархально-общинного строя должен был вызвать упадок соответствовавшей этому строю религиозной идеологии — староарабского политеизма. Среди арабов, как северных, так и южных, распространились развитые религии соседних стран, уже вступивших тогда на путь феодального развития.

Первой из иноземных монотеистических религий, утвердившихся на арабской почве, был иудаизм. Его принесли с собой еврейские эмигранты из Римской империи. Главными центрами иудаизма в Аравии стали города Йемена, а также оазисы Северного Хиджаза, особенно Ясриб.

Вслед за иудейством в Аравию проникла и вторая монотеистическая религия — христианство. Она проникала в Аравию из Сирии через посредство арабов Гассанидского царства, принявших со своими царями христианство монофизитского толка в конце V в., через Хиру, столицу арабского Лахмидского царства, и, наконец, с юга, из Эфио-пии, где в Аксумском царстве христианство утвердилось _ еще в IV в. Наряду с иудейством христианство распространилось в Йемене и в других местностях Аравии. Город Неджран на севере Йемена, насчитывавший свыше 20 тыс. жителей, к началу VI в. был сплошь заселен христианами, там были церкви и резиденция епископа. Христиане в Аравии принадлежали к разным толкам и сектам.

Помимо иудеев и христиан в доисламской Аравии существовала еще одна группа монотеистов — так называемые ханифы. Ханифы испытали влияние иудейства и христианства, приняв квинтэссенцию обеих этих религий (вера в единого бога, отвержение многобожия и идолопоклонства) ; у них была заметна тяга к аскетизму и отшельничеству. Но вместе с тем они не принимали целиком ни христианства, ни иудейства, желая следовать религии более простой, которая была бы более доступной и приемлемой для понимания рядового араба.

-------

1. Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Сочинения, изд. 2, т. 21, стр. 294.

[126]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства.

Вернуться на страницу Арабские государства.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС