Создание арабо-мусульманского государства |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Создание арабо-мусульманского государстваГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Аравия в начале VII векаСоциально-экономическое и культурное развитие северных и южных областей Аравии было неодинаковым. На юге, в Йемене, еще в I тысячелетии до н. э. существовали развитая земледельческая культура, основанная на ирригации, и кочевое скотоводство. Здесь сложилось раннерабовладельческое общество с патриархальным укладом (у кочевников-бедуинов). Оседлая знать жила в городах или в замках, владела в сельских округах обработанными землями — пашнями, садами и виноградниками, на которых трудились рабы. Часть знати также широко участвовала в торговле, внешней и транзитной. В городах Мариб, Сана, Зафар, Майн, Неджран и др. было городское самоуправление по типу греческого полиса, во главе с мисвадами — советами старейшин, происходивших из знатных фамилий. Общины свободных земледельцев сообща владели каналами и другими оросительными сооружениями. Относительно высокое развитие Йемена связано с посреднической ролью, которую его города играли в торговле Египта и Сирии (а потом и всего Средиземноморья) с Эфиопией и Индией. В Йемене товары, привезенные из Индии на судах, перегружались на верблюдов и следовали затем караванным путем в Палестину, Сирию и Египет. Последнее из государств Йемена и Хадрамаута — так называемое второе Химьяритское царство (ок. 300—525 гг.) было завоевано Эфиопией; позднее Йемен был захвачен сасанидским Ираном, снарядившим сюда морскую экспедицию и создавшим здесь свое наместничество (после 575 г.), просуществовавшее до 628 г. Между III и VI вв. отмечается упадок ирригации в Йемене, что источники связывают с повторными разрушениями важной Марибской плотины (последнее произошло в середине VI в.); он привел к упадку экономики Йемена и к переселению ряда южноарабских племен на север. К началу VII в. в Северней и Центральной Аравии существовал еще патриархально-общинный строй. В его недрах складывались предпосылки классообразования. Появились богачи: купцы, ростовщики, владельцы обработанных земель, крупных стад скота и рабов. Рабовладельческий уклад у арабов не развился в господствующий способ производства. Арабские племена по этническому происхождению делились на южно-арабские, или йеменитские (группы кахтан и кахлан), и североарабские (группы мудар и рабиа), делившиеся в свою очередь на племена и роды; многие южноарабские племена давно переселились на север. К началу VII в. большая часть северных арабов оставалась кочевниками, разво- [122] дившими главным образом верблюдов (которые имели большое значение для караванного транспорта и для войны как верблюжья кавалерия), а также коз, овец; лошадей было мало, и они были дороги. Земледелие в Северной Аравии носило оазисный характер; возделывали ячмень, финиковую пальму, виноград и плодовые деревья. Пастбища находились в общинном (родовом) владении; а скот, рабы и земельные участки — уже в индивидуальном. Деление на племена и роды сохранилось, но внутри них уже существовало имущественное расслоение. Параллельно западному побережью Аравии из богатого Йемена через Хиджаз в Сирию шел караванный путь, по которому византийские области (Сирия, Палестина и Египет) вели транзитную торговлю с Эфиопией и Индией при посредстве Йемена. После захвата Йемена сасанидским Ираном (после 575 г.), шахи которого стремились направить транзит индийских товаров в Византию через Иран и не допускать его через Йемен, торговля по этому пути сократилась. Это обстоятельство, а также социальное расслоение и рост противоречий внутри племен вызвали социально- экономический кризис в Аравии. [123] Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства. Вернуться на страницу Арабские государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |