Нанайцы |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
НанайцыНанайцы, нанай, нани (самоназвание — "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы. Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах. Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр. В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция. Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др. Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Основная традиционная пища — рыба; лосося заготавливали впрок. В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния. Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.). А. В. Смоляк Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364. Из истории гольдовГольды (нанайцы) - один из малочисл. народов Дальнего Востока, живший в XVII в. в основном по р. Уссури до её верховьев, а также вокруг оз. Ханка. Происхождение названия «Г.» до сих пор неизвестно. Сами они себя называли мамгу или мангу, и язык их близок маньчжурскому. Haименованиe «Г.» стало известно лишь после прихода в край заселения Г. русских (в 1850-х гг.). Видимо, ачаны и натки, упом. в отписках Е. Хабарова и В. Пояркова, сталкивавшихся с ними в XVII в., и были Г., к-рые заняли терр. по Амуру после ухода оттуда из-за набегов рус. казаков маньчжур. племени дучеров: они жили в крупных селениях - до 100 и более юрт в каждом, причём летом предпочитали жить в шалашах из берёсты или камыша. Г. почти не знали земледелия; скотоводство у них находилось в зачаточном состоянии, но позднее под влиянием маньчжур и китайцев Г. приручили нек-рых домашних животных: свиней, кур и лошадей; занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Г.- отличные охотники: били оленей, лосей, диких коз, кабанов, медведей, соболей, белок, енотовидных собак и др., причём охотились чаще всего с собаками, однако охота являлась для них всё-таки побочным промыслом. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из к-рого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Для езды Г. пользовались исключительно собачьими упряжками. Г. обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Когда Г. впервые столкнулись с русскими, те отметили, что Г. носили татуировку на лбу, на переносице и висках. Женщины носили 1 или несколько серебр. серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебр. или железные браслеты и серебр. или костяные кольца. На голове носили войлочные шапочки или шляпы из берёсты и особый капюшон для защиты от комаров и мошки, а зимой - меховую шапку. Обувь состояла из своего рода сапог, т. н. «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). На охоту Г. ходили с луками. Почти все Г. пили кит. водку (хамшин) и курили маньчжур. табак, даже дети. Пьянство сопровождало все важнейшие события в жизни семьи: женитьбу, рождение ребёнка, похороны. При женитьбе Г. уплачивал родителям невесты выкуп или давались взаимные подарки; нередко женили 15-16-летних мальчиков. Обычно Г. имел 1 жену, но более состоятельные могли содержать 2-3. Иногда вдовец отдавал замуж дочь в обмен на девушку из той семьи, в к-рую посылал свою дочь. Женщина считалась нечистой после родов в течение 1,5 месяцев: в этот период она должна была есть и пить из отдельной посуды, и никто к ней не прикасался. Эта посуда, а также вся одежда женщины по окончании времени очищения выбрасывалась. Жили Г. обычно семьями и сыновья не отделялись до смерти отца, после чего главой семьи становился старший брат или же происходил раздел. Умершего клали в кедровый гроб и хоронили в неглубокой могиле, после чего начинались поминки, длившиеся иногда неделю и больше. Г. верили в загробную жизнь, и духовной их жизнью руководил шаман. Г. почитали медведя, тигра, барса, носили их изображения и поклонялись их идолам в своих юртах. Г. до прихода русских платили ясак соболями маньчжурам. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
НанайцыАвтоэтноним (самоназвание)
Основная территория расселения
Численность
Этнические и этнографические группы
Антропологические характеристики
Язык
Писменность
Религия
Этногенез и этническая история
Хозяйство
Традиционная одежда
Традиционные поселения и жилища
Пища
Социальная организация
Библиография и источникиОбщие работы
Отдельные аспекты
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |