Лао, лаосцы |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Лао, лаосцыЛао (самоназвание), лаосцы, группа родственных народов в Таиланде (15 млн. чел., гл. обр. на С. и С.-В.) и Лаосе, где являются основным населением (св. 2 млн. чел.). Живут также в Мьянме (25 тыс. чел.), Вьетнаме (ок. 10 тыс. чел.) и Камбодже (10 тыс. чел.). Общая численность 18 млн. чел. Говорят на лаосском (лао-тянском), или тхай-лаосском, языке тайской семьи. Важнейшие диалекты: вьентьянский и луанг-прабангский. Письменность (лаосское письмо) южноиндийского происхождения, известна с конца 14 века. Имела две разновидности — священное письмо для записи религиозных текстов (туа тхам) и бытовое (туа лао). Лао Таиланда пользуются сиамским письмом. Литературный язык на основе вьентьянского диалекта. Верующие Лао - буддисты, есть христиане. Предки Лао на рубеже н.э. были вытеснены из южных районов Восточной Азии. До 14 в. жили среди мон-кхмерского населения в мелких княжествах, зависимых от кхмерской Ангкорской империи. Ослабление её к 14 веку привело к политическому и этническому сплочению Лао, образованию государства Лансанг, распавшегося в начале 18 векана ряд княжеств. В 19 веке были поделены между Сиамом и Вьетнамом, затем — между Вьетнамом и Францией. Образование в 1953 независимого государства способствовало консолидации Лао Лаоса, ассимилирующих другие народы. В Таиланде, напротив, Лао испытывают влияние сиамцев. Таиландские Лао делились на Лао северного Таиланда (пхонг дам — «с татуированными животами»), близких к юан, Лао Исана на С.-В. Таиланда (пхонг кхао — «с белыми животами») и Л. Ко-рата (Лао кланг, тай-кланг —«срединные», тай-корат), смешанных с сиамцами. Традиционное занятие — пашенное заливное рисоводство. Некоторые группы специализируются на разведении тяглового скота. Разводят также свиней, домашнюю птицу. Развиты охота, рыболовство, ремёсла. Преобладает малая семья. Счёт родства патри- и билатеральный. Брак в течение двух-трёх лет матрилокальный, потом — неолокальный. Традиционные поселения располагаются вблизи рек, имеют линейную планировку. В центре поселения — храмовый комплекс (ват), где мальчики проходят двух-трёхлетнее послушание и затем совершают обряд обрезания волос. Распространён обычай смены имени при изменении социального положения. Дома свайные, деревянные, каркасные. Женская одежда — запашная юбка с широкой вышитой полосой снизу (син) и распашная кофта, мужская — кусок ткани, обёрнутый вокруг пояса (сампот). Основная пища — клейкий рис, рыба, овощи, у сев. Лао — также мясо. Развиты изобразительное, прикладное (культовая скульптура, резьба по дереву, художественный лак, фресковая живопись, ювелирное дело) и музузыкальное искусства, храмовая архитектура. Главный праздник - Новый год (пи май, 13 — 15 апреля), сопровождается карнавалами, танцами, гуляньями, обрядами вызывания дождя: обливанием друг друга водой и др. Сохранились культы предков, хранителей посёлка и др. О.В. Егорунин, Я. В. Чеспов. Использованы материалы кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000 (дополнено и исправлены сокращения).
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |