Медицина у индейцев Мезоамерики |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Медицина у индейцев Мезоамерики
Индейцы-ацтеки, изображение во «Флорентийском кодексе» У ацтеков медициной занимались мужчины и особенно женщины титиси (ед. ч. тиситль) — этим термином обозначали также прорицательниц, даже колдуний — согласно Молине, и свах, повитух — согласно Саагуну. Такие разные значения хорошо передают сложную природу этих женщин, считавшихся в обществе добрыми колдуньями в противоположность ведьмам, которыми они так же могли быть в других случаях. Действительно, термин «тиситль» не включает в себя плохое и опасное колдовство «науалли», когда человек был способен превращаться в животное или природное явление, чтобы совершать злые поступки. Вначале такой способностью обладали лишь некоторые боги, например Уицилопочтли, который мог явиться в виде огненной змеи, или Тескатлипока, превращавшегося в ягуара, лису или фантастическое существо. С XVII века, однако, возникает путаница между понятием «науалли», таким, как мы его определили, и животным-спутником всякого человека, сопровождающим его, как верили в это мезоамериканцы, с рождения и разделяющим судьбу своего хозяина в болезни и в здравии. Первой заботой тиситль, или врачевательницы, было определить причину болезни. Для этого она пользовалась разнообразными магическими способами, например, ловко сматывала и разматывала в клубок веревку, следила за тем, как упадут на ткань или в наполненную водой калебасу подброшенные зерна маиса, измеряла левую руку пациента ладонью своей правой руки, обмазанной табаком. Гадание по воде, особенно когда ребенок терял своей Тональ, помогало обнаружить причину этого. Обычно, чаще всего болезни приписывались черной магии колдуна или божественной каре. Были распространены верования, согласно которым болезнь могла быть вызвана попаданием в организм чужеродного тела (камней, червей, кусочков бумаги). В этом случае требовалось прибегнуть к контрмерам также магической природы: высасывание, вдувание, обращение к богам или молитвы, наложение рук. Тиситль также умела лечить переломы, накладывать шины, делать кровопускания. К тому же титиси превосходно разбирались в растениях, что позволяло им достаточно сознательно их использовать. Судя по всему, использовалось также богатое разнообразие природных элементов — минералов, растений, животных, причем в видах, совершенно чуждых европейскому сознанию времен Средневековья и Возрождения. Современный фармакологический опыт свидетельствует об эффективности «лекарств» мезоамериканского мира и о том, что их использование в доколумбову эпоху не было случайным и являлось следствием проверенного эффекта, например перуанского бальзама, валерианы, сальсепареллы, ялапового корня и т.д. Добавление к лекарствам магических практик нисколько не умаляет их использования, особенно когда мы вспоминаем, как много в современном мире болезней, связанных с психосоматикой. В окружающем ацтеков, постоянно несущем в себе угрозу мире полезно было обратиться к богам с помощью молитв и приношений; если боги насылали болезни, они также могли знать и лекарства от них. Так, болезни кожи — проказа, водянка — насылались, как полагали, Тлалоком; конвульсии, детский паралич — Сиуатетео; болезни глаз — Шипе Тотеком; венерические заболевания и геморрой — Шочипилли, чтобы наказать тех, кто имел плотские связи во время поста.
Моральный позор, являвшийся результатом запретной любви, мог быть смыт только после исполнения очистительных ритуалов, паровой бани и молитв к Тласольтеотль, богине плотской любви. Именно ей следовало исповедоваться — один раз в жизни — в своих плотских грехах, чтобы быть очищенным. Использование гадательных приемов в терапевтических целях не исключало применения индуктированного гадания, заключавшегося в принятии разнообразных растений или зерен с выраженным галлюциногенным воздействием, волшебных и целительных одновременно, таких как пейотлъ/пейот (Lophophora williamsi) — маленьких кактусов без колючек, содержащих алкалоиды, способные облегчить суставные боли; ололиуки (Rivea corymbosa) — растения, использовавшегося как наркотик и лекарство (против подагры). Благодаря видениям, вызванным этими галлюциногенами, могли стать понятными причина и исход болезни, определено лекарство. Иногда пейотль или табак принимались и пациентом, и его врачом. Теонанакатль * также использовались за их афродизиатические и особенно медицинские свойства (против лихорадки и подагры). Некоторые из этих способов все еще применяются в современной Мексике, от столицы до окраин, но уже под покровительством святых, а не старых богов. Особенно эти способы сохранились среди народов Севера, отдаленных родичей мешика по языку, в частности кора-уичолей и тараумара. Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 238-241. Примечания * Священные грибы, Psilocybe Mexicana.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |