Великий храм |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Великий храм
Великий храм Теночтитлана, вид спереди, из «Кодекса Иштлилиючитля» Великий храм являлся одним из величественнейших проявлений ацтекской монументальной архитектуры и власти. Архитектурный план храма, организация, расположение и скульптура воплощали социальный, религиозный и географический центр ацтекской вселенной. В соответствии с представлениями ацтеков центральная точка — там, где стоял храм, — являлась местом, где небесные и подземные уровни (вертикальные измерения) пересекались с земным миром (горизонтальное измерение). Небесный мир состоял из 13 небес (где двигались небесные тела и жили боги), земной — из четырёх направлений мира, а подземные — из девяти уровней, которые приходилось преодолевать мёртвым по пути в подземное царство. Храм был построен на том обладавшем концептуальным значением месте, где вертикальный канал встречался с горизонтальным; более того, его возвели в городе, окружённом водой, как и Астлан, прародина ацтеков, называвшаяся Семанауак, или в переводе «то, что полностью окружено водой», и находившаяся посреди озера. В метафорическом смысле, стало быть, все берега и моря, с точки зрения ацтеков, можно было назвать Семанауаком; следовательно, название Семанауак, или Анауак, обозначало у ацтеков в расширительном смысле Мексиканскую долину и в общем — весь мир. Было предсказано, что бог Уицилопочтли приведёт ацтеков туда, где они обретут власть и величие, и ацтеки претендовали на то, чтобы поселиться, как избранный народ, в центре вселенной. Развитие ритуального центра началось с возведения храма Уицилопочтли. Впоследствии его, как и остальные месоамериканские пирамиды, надстроили. В результате первоначальный храм с его приношениями, скульптурами и артефактами оказался полностью погребён под последующими надстройками, превратившись из скромного строения в монументальный центр ацтекской вселенной.
Найденные во время раскопок Великого храма скульптуры рассказали о нескольких интересных фактах. Реконструкция храма при ряде подряд правивших императоров явилась результатом покровительства государства, особенно в лице Мотекусомы I Илуикамина и его сына Ашайакатля. Также раскопки показали, что данная пирамида создавалась как символическая искусственная гора и площадка двойного назначения, где в лицах совершают религиозные и мифологические обряды, связанные как с Тонакатепетлью («Гора пищи», ассоциируемая с богом дождя Тлалоком), так и с горой Коатепек («Змеиная гора», место рождения Уицилопочтли). Для ацтеков Великий храм был микрокосмом. По мнению археолога Эдуардо Матоса Моктесумы (1988: 129—135), платформа, на которой стоял храм, являлась земным уровнем, так как именно здесь присутствуют скульптурные изображения змей и символы земли. Две крупные курильницы были установлены по обе стороны от скульптур в виде змеиной головы в центре северного и южного фасадов и на восточной стороне, на одной оси с центральной линией святилищ Тлалока и Уицилопочтли. Наличие курильниц свидетельствует о том, что сюда приносили подверженные тлению жертвы, что, следовательно, данная платформа является земным уровнем. Четыре чуть суживающихся яруса пирамиды, поднимающиеся к вершине с двумя святилищами главных богов, представляют небесный уровень. Подземное царство (подземный мир) находится под платформой. Под ней было найдено немало приношений. Слова Несауальпилли, сказанные Ауитсотлю, ацтекскому верховному правителю, во время празднования завершения одной из фаз строительства храма, подтверждают священный характер данной храмовой пирамиды. Он заявил, что Теночтитлан является могущественным государством — корнем, пупом и сердцем всего мира. Использованы материалы изд.: Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 300-302.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |