Военная сфера
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Военная сфера

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ацтеки: Военная сфера

Портрет Несауалъпилли, правителя Тескоко.
Поножи и браслеты покрыты листками золота на самом манускрипте.
«Кодекс Иштлильшочитля»

Ацтеки начинали войны по самым разным причинам. Во-первых, они стремились по экономическим и политическим соображениям подчинить себе территории. Они ставили перед собой цель покорить города-государства и заставить их платить дань. Во-вторых, они хотели завоевать благосклонность богов, а война предоставляла им возможность захватывать пленников, которых потом приносили в жертву. В действительности большинство принесённых в жертву являлись пленными воинами.

Тема войны и боевых действий доминировала в ацтекской культуре. О взрослом ацтеке судили по тому, чего ему удалось достигнуть на поле брани. Тема войны вторглась даже в женскую сферу; роды сравнивали со сражением, и умерших рожениц приравнивали к воинам. Мальчиков и юношей обучали в тельпочкалли воинскому искусству и внушали им воинские доблести. Воспитание воинов — такова была основная цель школьной программы в тельпочкалли.

Хотя социальное положение в ацтекском обществе зависело в основном от происхождения, война позволяла подняться по общественной лестнице. Молодые воины, захватив в бою пленников, повышали свой социальный статус и, самое главное, передавали его своим потомкам.

Нам многое известно о военном искусстве ацтеков благодаря тому, что этот народ воевал с испанской армией. Испанские священнослужители и конкистадоры описали то, чему они были свидетелями в период Конкисты, да и сами ацтеки запечатлели феномен своей культуры в литературных и живописных памятниках.

 

Всё на свете, любая самая профессиональная работа начинается с обучения. Причём, что интересно, даже у народов, многие века существовавших отдельно от европейской цивилизации и живших за непреодолимым в течение тысячелетий океаном, организация жизни была на момент их открытия во многих чертах такая же, как на Евразийском континенте. Так было всегда и у всех народов. И в наше время повышение квалификации, курсы и иные формы обучения также актуальны как и тысячу лет назад. Разница лишь в том, что сегодня для получения знаний используются самые современные информационные технологии - интернет-сайты.

 

ОБУЧЕНИЕ

Судьбу новорождённого мальчика определяла не только его половая принадлежность, но и день, когда он появился на свет. По дате рождения устанавливали, каким воином он станет; например, тем, кто родился в день матлактли куаутли («10 Орёл»), судьбой было предопределено быть хорошими воинами. Они будут сильными и храбрыми, внушать окружающим мужество, отважно бросаться на врага, рассеивать их ряды и вселять в их сердца ужас. Все мужчины были обязаны нести воинскую службу, и этим воинам вменялось в обязанность стоять на страже интересов великой военной империи, в какую Теночтитлан превратился в XV столетии.

В возрасте от трёх до пятнадцати лет мальчик, родившийся в простой семье, воспитывался родителями. Они рассказывали ему о кальпулли и о том, какую роль он, служа ей, будет играть. В первые годы жизни мальчик занимался физическим трудом, который должен был укрепить его тело: он приносил дрова, воду и различные припасы с рынка в центре города. К семи годам он уже умел управлять семейной лодкой и ловить рыбу на озере Тескоко.

Очень важное место в его подготовке к воинской службе занимало питание. Рацион ребёнка зависел от его возраста: в три года ему давали на каждый приём пищи всего лишь по половинке маисовой лепёшки, в пять лет ему давали целую лепёшку, а в двенадцать — полторы лепёшки. Есть больше им позволяли только во время ритуальных празднеств. Так в будущем воине воспитывали дисциплину, ибо в походе ему придётся днями идти без еды. Праздность строго наказывалась: провинившихся стегали или кололи шипами агавы (более подробно смотрите главу 13).

Существовало два вида школ, где обучали военному делу: кальмекак и тельпочкалли. Основная масса детей простолюдинов посещали тельпочкалли, поскольку это был наиболее прямой путь в воины.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 138-139.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС