Шиутекутли-Уицилопочтли
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Шиутекутли-Уицилопочтли

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Шиутекутли-Уицилопочтли и Койолыпауки

Статуя бога Шиутекутли-Уицилопочтли в образе знатного юноши.
Музей антропологии, Мехико

Шиутекутли-Уицилопочтли

Бог, представленный в этом памятнике, изображён в облике молодого человека, облачённого в ритуальную одежду. В руках он, вероятно, держал оружие или знамёна; эту статую поэтому ещё называют Знаменосец. По словам Матоса Моктесумы и Солиса Ольгина, эта фигура наряжена в обычный боевой костюм, т. е. в прямоугольную, полосатую набедренную повязку с треугольным куском ткани поверх. Также он связан с солнцем, поскольку пятки его сандалий украшены солнечными лучами, а накидка имеет форму хвоста шиукоатль, либо «огненной змеи». Перед нами стоит готовый к сражению воин. Его календарное имя, Науи Сипактли «4 Крокодил», указано на затылке. Кроме того, в его голове полно небольших отверстий, куда для придания большего сходства с живым человеком вставляли волосы; в его глазах и зубах до сих пор сохранились вставки из настоящих раковин и кусочков обсидиана. Эта статуя была обнаружена в Кошкатлане, в штате Пуэбла.

 

В Мезоамерике главными людьми были жрецы. Он пытались контролировать все население через жестокий и строгий ритуал с человеческими жертвоприношениями. Для напоминания о страшных карах, изготавливались всякие ритуальные статуэтки. Но не помогло. Пришли испанцы, и местные империи пали. В наше с вами время существуют иные формы контроля всего и вся. Если вы зайдёте в ТД-Прайд - это сайт торгового дома, существующего с 2013 года - то обнаружите там контроллер, то есть такое устройство, которое обеспечивает работу современных сложных электронных систем. Эти штуки уж во всяком случае будут понадёжней, чем каменные изваяния.

 

Рельеф Койолыпауки

Этот огромный овальный камень, некогда ярко раскрашенный, являет собой впечатляющий образчик тех художественных вершин, которых достигли мешико-ацтекские скульпторы. На плоской поверхности высечено барельефное изображение расчленённого тела какой-то богини. Считают, что это богиня луны Койолыпауки, и в подтверждение ссылаются на символы на голове: украшенные перьями волосы, ушные вставки в виде бога огня и золотые колокольчики на её щеках. По ленте с трещотками на лице в ней признают Койольшауки, или «Ту, которая украшена колокольчиками». Богиня изображена без одежды с огромными выделяющими молоко грудями, свешивающимися вниз и покоящимися на животе. Вокруг её туловища обмотана продетая через череп верёвка. Её обезглавливание и расчленение подтверждают её роль богини луны, поскольку эти события связаны с женственностью и «повреждениями» фаз ночного светила.

Отсечённые конечности, разбросанные по кругу, свидетельствуют о том, что она мертва. Её голова изображена в профиль, а туловище — спереди. Данный художественный приём использован для демонстрации всего тела. На соединения у коленей и локтей надеты маски клыкастых чудовищ. Такие маски обычно встречаются на изображениях земных чудовищ. Некоторые детали скульптуры поражают своим реализмом, например, морщины на ладонях рук. Удивительно, что на этой статуе нет никаких символических знаков. Кажется, что Койольшауки изображена в динамичной, чуть ли не бегущей позе, словно её высекли в тот момент, когда её, обезглавленную и расчленённую, сбрасывали вниз с горы Коатепек.

Место, где её нашли, указывает на ещё один аспект её значения. Данный памятник был помещён у основания Великого храма перед святилищем Уицилопочтли, причём голова была обращена лицом к лестнице. Было высказано предположение, что эта скульптура указывает на концептуальный центр Теночтитлана, место, где приносили жертвы и отмечали победы. Возможно, это первое изображение, связанное с мифом Уицилопочтли в роли главного божества ацтеков и его победой на Коатепеке, где он убил свою сестру Койольшауки (см. главы 6 и 9). Этот барельеф, должно быть, являлся страшным напоминанием гостям Теночтитлана о том, что те, кого сочтут врагами Уицилопочтли и его народа, ацтеков, будут принесены в жертву. Человеческое жертвоприношение, совершаемое на вершине Великого храма, было ритуальным повторением казни Койольшауки, вечным подтверждением мощи Уицилопочтли. Так искусство и архитектура создали условия для восстановления мифическо-исторических событий.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 254-255.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС