Одежда и ткани ацтеков
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Одежда и ткани ацтеков

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Одежда и ткани ацтеков

Портрет Несауалъпилли, правителя Тескоко, самого образованного человека своего времени.
Его одежда была сделана изнеобычных для европейского взгляда материалов.

Орнаментальные отличия. Саагун описывает несколько разных орнаментов, украшавших виденные им накидки: водовороты, индейки, небольшие лица, волны, ступенчатые прямоугольные орнаменты, ягуары, колибри и раковины. Каждый из 12 больших владык и (11 тлатоке и сиуакоатль) каждый второстепенный повелитель в Ацтекской империи носили мантии с разными узорами. Только Мотекусома II, или у эй тлатоани, мог носить шиутильматли, «бирюзовый плащ». На испанцев после покорения ацтеков столь сильное впечатление произвело мастерство, с каким были сделаны тильматли, что они послали несколько образцов двусторонних накидок в Испанию. Воины должны были заслужить право носить на своих плащах такие прекрасные изображения сиуакоатль. В описаниях правления Мотекусомы II сообщается, что он награждал воина за первого захваченного в битве пленника оранжевой тильматли с полосатой каймой и изображением скорпиона. Воина, пленившего двух неприятелей, награждали накидкой с оранжевой каймой. Три пленника приносили воину тильматли с изображением ээкатля (морская раковина в разрезе), а четыре — вожделенный плащ накасминки. В Тлателолько только воины, отличившиеся на поле брани, могли приобретать на рынке роскошные плащи, и самым распространённым наказанием в этом городе для знатного человека было ношение тильматли общинника, малодушного человека, который делали из иштле (волокно агавы). Это было унизительное наказание, вероятно, страшнее смерти.

Саагун также пишет о том, что тильматли замачивали в жидком кукурузном тесте и сушили — после этого накидка приобретала жёсткость и не гнулась. Затем её полировали до блеска и носили. Такая разновидность тильматли была непрактична в быту, и поэтому её, вероятно, надевали лишь на торжественные мероприятия.

 

Когда испанцы вступили на ацтекскую землю, то многим были сильно удивлены. В частности непривычными были материалы, из которых местные жители изготовляли свою одежду. Птичьи перья применялись необычайно широко. Но и в наше с вами время можно удивиться современным материалам. На сайте https://dipchel.ru/store/ вы найдёте углеродное волокно, углепластики, целые углеродные рукава. Конечно, это не платье из перьев экзотических птиц, но тут есть чему искренне удивиться - одновременной прочности и лёгкости этих материалов.

 

Куэитль. Последним образцом драпировочной одежды является куэитль, юбка, обёртываемая вокруг бёдер, с перекрещивавшимися концами и закреплённая при помощи пояса. Все ацтекские женщины носили куэитлъ, а знатные — вместе с ней ещё и уипилли (туника, женская рубаха). По её цвету и узору тоже можно было установить сословную принадлежность и социальное положение. Жена сановника надевала богато вытканную куэитлъ с перьями и потрясающими узорами в виде, на-пример, мускульного желудка птиц, сердец, спиралей и листьев. Жрица, молодая и старая, носила чистую белую куэитль. Простолюдинка или рабыня надевала куэитль из волокна агавы и практически без узоров. Куэитль, использовавшаяся во время ритуалов, могла быть изготовлена из змеиной кожи, шкуры койота или ягуара.

По куэитли можно было определить не только сословную принадлежность и должность, но также и возраст. Девочки 11 лет и младше носили куэитль без узоров и неровно подрубленную уипилли из волокна агавы, если их родители были простолюдинами, и хлопка, если они были из знатной семьи. В 14 лет, когда девочка становилась девушкой, она приобретала право носить полностью подрубленную куэитли с каймой и, если происходила из знатного рода, такую же уипилли, как и её старшие родственницы.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 471-472.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС