Как строили ацтеки |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Как строили ацтекиЭтапы строительства, выявленные в ходе археологических раскопок
Великий храм Теночтитлана, вид спереди, из «Кодекса Иштлилиючитля» Великий храм перестраивали через относительно короткие временные промежутки, семь раз полностью и четыре раза частично. Каждая следующая стадия строительства была ещё грандиозней, так как требовалось не только улучшить и превзойти то, что было возведено прежде, но продемонстрировать власть и могущество нынешнего правителя. Каждая фаза отразила в себе стремление и личность императора, которые также воплотились в поразительном по своей монументальности ацтекском искусстве, внушавшем мысль о всемогуществе империи и превосходстве религии. Фаза I. Ацтеки, прибыв в 1325 году на то место, где будет впоследствии возведён Теночтитлан, строят первый скромный храм. О нём известно только из исторических сообщений, поскольку вести раскопки ниже уровня второй фазы из-за рыхлой, жидкой подпочвы не представляется возможным. Фаза II. Судя по историческим описаниям, храм этого периода практически ничем не отличался от пирамиды фазы VII, виденной испанцами. Наверху, перед входом в святилище Уицилопочтли, был установлен жертвенный камень (теккатлъ), идентичный описанному хронистами. Его изготовили из тесонтле (вулканической породы). Перед входом в святилище Тлалока находится чакмооль, в данном случае божественный посланец, доставлявший принесённых в жертву детей и подношения от жрецов богам. На внутренних стенах святилищ сохранилось несколько росписей. Изображения и цвета у каждого из богов были свои. Также там были найдены сосна и другие деревья, используемые при изготовлении столбов и дверных косяков. Археологи полагают, фаза II соответствует периоду между 1325 и 1428 годами, когда правили первые императоры Акамапичтли, Уицилиуитль и Чимальпопока. Фаза III. Не много сохранилось от фазы III — основание пирамиды с двойными лестницами. Возле подножия лестницы, ведшей в святилище Уицилопочтли, были обнаружены восемь скульптур знаменосцев в натуральную величину. Не исключено, что это изображения Сенцонуицнауа, 400 братьев Уицилопочтли. Судя по дате, вырезанной на основании храма, данная перестройка проводилась в 1431 году, в период правления Ицкоатля. Фаза IV. В этот период, как считают, основываясь на значительном количестве материала и данных, была осуществлена одна из самых крупных реконструкций. Было увеличено основание пирамиды и со всех четырёх сторон установлены курильницы и змеиные головы. На крупных курильницах позади святилища Тлалока присутствует его изображение, а на курильницах со стороны святилища Уицилопочтли — изображение лука, символа солнечного божества. Также в этот период была произведена частичная перестройка: была увеличена и украшена западная сторона главного фасада. Храм стоял на широкой платформе с одной лестницей. По углам извивались большие каменные змеи. Лицо у каждой змеи носило индивидуальные черты, и на них археологи обнаружили следы краски. Возле основания святилища Тлалока с двумя лягушками (символы воды) лестница проломлена маленьким алтарём. Кроме того, посреди лестницы с той стороны платформы, где располагалось святилище Уицилопочтли, лежал двухметровый (б'Д-футовый) брусок, являвшийся частью четвёртой ступеньки, на подъёме которой вырезана змея. Основание платформы являлось одновременно и лестницей. На том месте, где сходились оба сооружения, посвящённых Тлалоку и Уицилопочтли, установлены четыре змеиных головы. У подножия лестницы, в центре того места, где было святилище Уицилопочтли, был найден знаменитый камень (диск) Койольшауки, богини луны, с изображением её разрубленного тела; это великолепный образец барельефа. Под этой платформой обнаружили немало подношений. По-видимому, перестройка храма осуществлялась в период между 1454 и 1469 годами, во время правления Мотекусомы I и Ашайакатля.
Фаза V. От пятой фазы мало что сохранилось: штукатурка на платформе храма и часть пола в ритуальном районе. Эта фаза связана с именем Тисока (1481-1486 гг.). Фаза VI. К числу того немного, что дошло до наших дней от фазы VI, относится большая платформа, на которой стоит храмовая пирамида. Часть лестницы видна до сих пор. Главный фасад украшали три змеиные головы и балюстрада. В этот период были возведены три небольших храма, обозначенные как «А», «Б» (цомпантли) и «В» (один из Красных храмов), а также Дом орлов. На территории последнего, где эти храбрые, знатные воины некогда проводили время, во внутреннем дворике, были установлены по бокам декорированные каменные скамейки, навевающие воспоминания о Туле. Эту фазу связывают с правлением Ауитсотля (1486-1502 гг.). Фаза VII. Фаза VII является последней фазой строительства, причём её застали в XVI веке и испанцы. От того периода до наших дней сохранились только каменное покрытие ритуального района и руины на том месте, где стоял Великий храм. Эта фаза перестройки пришлась на правление Мотекусомы II Шокойоцина (1502-1520 гг.). Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 303-306.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |