Культивированные виды растений
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Культивированные виды растений

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ацтеки: Культивированные виды растений

На этой фреске, навеянной "Флорентийским кодексом", Диего Ривера изобразил
ацтеков-земледельцев, возделывающих кукурузное поле при помощи коа
(палки-копалки). Национальный музей. Мехико.

Основной сельскохозяйственной культурой у ацтеков была кукуруза. Они ели её в виде тортилий, называвшихся тлашкалли, и в виде густой съедобной массы, атоле, подававшейся на стол во многих видах — с мёдом, с мёдом и перцем, с жёлтым перцем. Также они потребляли в пищу густую белую кашу с рыбой, семенами амаранта и мёдом. У ацтеков имелось множество рецептов тамале, в том числе белых тамалес из кукурузной муки с измельчёнными амарантовыми семенами и добавленными для вкуса вишнями.

В бассейне сажали два сорта кукурузы: первый сорт, с меньшим количеством початков, но быстрее созревающий — за три-четыре месяца, сажали поздно на тех полях, где ирригацию нельзя было провести; второй сорт, медленнее растущий, сажали на орошаемых землях, где он созревал за полгода и давал значительно больший урожай. Последний сорт был более распространён. Ко времени испанского завоевания ацтеки подчинили себе территории, где выращивали маис, в столь разных природно-климатических зонах, что почти круглый год могли получать кукурузу. Впрочем, несмотря на эти поставки, иногда разражался сильный голод; во время страды, когда прошлогодние запасы истощались, кукуруза могла стоить дорого.

Земля считалась божественным существом, великим раскинувшимся вширь богом, иногда множеством разных богов, обеспечивавших человеческий род пищей и поглощавших людей после того, как они умирали. Человек не только выращивал сельскохозяйственные культуры, но и верил в то, что человечество сотворено духами этих культур, особенно богом кукурузы. В общем виде данное представление о связи человека с сельским хозяйством изложено в «Пополь-Вухе», в одном месте майяского космогонического мифа, рассказывающего о создании предков человека, первых отца и матери. Их тела были созданы из жёлтых початков кукурузы и из белых початков кукурузы, являвшейся к тому же их единственной пищей. Давид Карраско пишет, что одним из наиболее значительных и созидательно-культурных событий в развитии доацтекской истории и событием, оказавшим влияние на повседневную жизнь ацтекских семей, было обретение контроля над содержавшейся в растениях пищевой энергией (1998: без указания места издания).

 

У населения так называемой Мезоамерики к моменту её покорения европейцами многие стороны жизни отставали от западноевропейцев. Отставали они в военной сфере. Однако в аграрной культуре ацтеки находились на достаточно высоком уровне. Конечно, в настоящее время агрикультура ушла вперед во всём мире. Загляните на сайт stylepack.com.ua/kasety-i-gorshky-dlya-rozsady и вы узнаете, какие горшки для какой рассады следует приобретать, чтобы ваш урожай был высоким.

 

Одомашнивание ряда сельскохозяйственных растений началось до 6500 года до н.э. во многих местах как внутри, так и вне Мексиканского бассейна. В этот период древние месоамериканцы считают основными три следующие культуры: кукуруза, бобы и тыква. При совместном употреблении в пищу данная группа овощей обеспечивала жителей Месоамерики количеством белков, необходимым для полноценного питания. Уже за несколько тысячелетий до появления ацтеков основной культурой Месоамерики была (и продолжает быть) кукуруза с белыми, чёрными, красными и жёлтыми початками. Она, однако, сперва росла в более низких широтах и была мало приспособлена к морозам — и это являлось серьёзной проблемой для ацтеков. Следовательно, припозднившийся дождливый сезон либо ранние заморозки могли нарушить процесс созревания и уничтожить экономическое благополучие ацтеков. Документы рассказывают нам о страшных засухах и голоде в 50-е годы XV века, в период правления Мотекусомы I Илуикамины. Из них следует, что некоторые ацтеки продавали себя тотонакам за 400—500 початков кукурузы. В это время родители про-давали своих детей в рабство. Однако в урожайные годы их система земледелия являлась образцом распорядительности и производительности.

Посреди лета, в месяц Уэйтекуи-луитль, справляли праздник молодой кукурузы. Правитель обеспечивал его участников недельным запасом тамалес, затем тортилий из молодой кукурузы, чтобы отметить созревание нового урожая кукурузы, у которой была своя богиня — Чикомекоатль («Семь змей»). Ацтеки говорили, что она была их плотью и опорой, и они плакали, когда посвящали зерна новому земледельческому сезону. Давая определения различным характеристикам кукурузы в период её возделывания, Саагун приводит сложные аграрные термины, как, например, «шиуточтли», «нежный стебель кукурузы», или «симпала», «гнилой початок маиса». Кукуруза была так тесно связана с людьми, что об уважаемом человеке могли сказать, что он достиг возраста молодого початка кукурузы.

Кукуруза являлась у ацтеков основной сельскохозяйственной культурой; впрочем, в их питании важную роль играли и ряд других культур. Значительным источником протеина были бобы. Как указывает Фаган, в Relaciones geogruficas и иных испанских источниках упоминаются обширные, простёршиеся на много акров, поля не только маиса, но и уаутли (амарант): эти две культуры являлись главными источниками калорий для ацтеков. Из семян амаранта готовили кашу, называвшуюся пиноле, и иногда смешивали их в тамалес с измельчёнными кукурузными зёрнами. Также земледельцы выращивали культуру, называвшуюся чиа (шалфей), несколько сортов фруктовых деревьев, в том числе опунцию, дававшую популярный плод ночтли, и тыквы, использовавшиеся в качестве сосудов.

Несколько сортов тыквы и фруктов принимали в пищу в сыром и приготовленном виде, как и цветы, являвшиеся ценным ароматизатором. На чинампах зрели помидоры, а стручковый перец был основным дополнением к блюдам.

Использовался каждый дюйм земли; на полях с тончайшим слоем почвы, в низменных местностях с большим количеством осадков, выращивали магуэй (агава), сельскохозяйственную культуру, которую часто сажали вдоль границы поля. Из её сока после специального процесса ферментации получали пьянящий напиток, известный как октли, или пульке. Также из агавы изготовляли некоторые медицинские препараты; из её волокон делали накидки, а её шипы заменяли швейные иголки и использовались в обрядах покаяния. У агавы имелась собственная богиня, 400-грудая богиня Майауэль. Она и её дети, Четыреста Кроликов, обитали в мире алкогольного напитка и пьянства. Потребление алкоголя находилось под строгим контролем и было запрещено до 50 лет (согласно не-которым источникам, до 70). На прак-тике же алкогольный напиток получил широкое распространение, часто его пили как лекарство, принимаемое от таких болезненных состояний, как опухоль суставов. Открытые раны покрывали массой, приготовленной из кашицы листьев агавы и соли.

Какао и хлопок выращивали в тропических низинах и иных удалённых областях Ацтекской империи. Бобы какао являлись универсальным платёжным средством, а шоколад — любимым напитком знати и основным предметом дани из низинных районов. Из хлопка для знати шили накидки со сложными узорами и отличительные знаки, и только сам правитель имел право носить одежду из самой тонкой хлопчатобумажной ткани. Историки Вильма Хейс и Верной Хейс указывают на то, что ацтеки также принимали в пищу обыкновенный картофель, батат и арахис. Орехи жарили либо измельчали, пока они не превращались в массу коричневого цвета, напоминающую ореховую пасту. Растирая орехи между жерновами, они получали ореховое масло. То, что оставалось, они использовали при приготовлении плоских пирожных. Кроме того, они клали колотые орехи в конфеты, приготовленные из варёного сахара или мёда.

Ацтеки не только ели ананасы, но и нашли им ещё два применения. Одно из них грозило смертью, и это испанским завоевателям довелось испытать на себе. Индейцы Нового Света пропитывали наконечники стрел отравленным соком гниющего ананаса. Второе применение было безобидным и даже настолько приятным для испанцев, что они переняли этот обычай. Ацтеки, будучи в дружелюбном настроении, вешали перед входом в свои соломенные хижины верхнюю часть ананаса, приглашая всех таким образом к себе в гости. Испанцы ввели данный обычай у себя на родине, и вскоре он распространился по всей Европе.

Также широкое хождение получили стручок ванили и авокадо, фрукт, сначала росший в природе в диком виде.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 424-427.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС