Личная гигиена ацтеков |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Личная гигиена ацтеков
Портрет Несауалъпилли, правителя Тескоко. У ацтекских женщин было собственное представление о красоте, основанное на нормах ацтекского общества. Их учили умеренно пользоваться косметическими средствами и красками. Некоторые месоамериканские женщины обводили рот красной краской; только неразборчивые в связях женщины злоупотребляли косметикой. Также ацтекских женщин обучали хорошо одеваться, каждый день мыть тело и стирать свою одежду, чтобы нравиться мужу. Они каждый день прихорашивались, смотрясь в зеркало из обсидиана или пирита, чистя зубы и моя лицо и руки. Говорят, что после всех приготовлений они походили на цветы. Опрятность являлась одним из наиболее ценимых в ацтекском обществе качеств, причём применительно ко всем гражданам, не только женщинам. Ацтеки вместо мыла использовали плод копалъшокотля (названного испанцами «мыльным деревом») и корень Saponaria americana. Этими моющими средствами пользовались, когда мылись и стирали бельё. Большинство ацтеков купалось часто, некоторые каждый день. Сохранилось сообщение о том, что Мотекусома II мылся дважды в день. Однако не все граждане соблюдали чистоту. Некоторые жрецы не мыли волосы, чтобы кровь жертв сохранилась на их длинных спутанных гривах. Также клялись не мыться до своего возвращения купцы, отправлявшиеся в длительную, опасную экспедицию. Во время месяца Атемостли люди в качестве епитимьи не пользовались мылом. Женщины носили волосы распущенными. Лишь немногие красили зубы кошенилью в красный цвет. Они мазали лица жёлтым кремом, называвшимся ашин. Затем они душились, зажигая в кадильнице благовония.
ОДЕЖДА, ЗАКРЫВАЮЩАЯ РУКИ И НОГИУ ацтеков был только один предмет одежды, включавший длинные рукава и штанины. Он назывался тлауистли. Тлауистли. Тлауистли является единственным образцом одежды с длинными рукавами и штанинами. Его носили поверх ичкауипильи и под маштлатлем. Он указывал на ранг и роль его хозяина на поле боя. На этих костюмах могли быть изображены такие, например, природные мотивы, как звёздное небо либо пламя, или они могли быть изготовлены в виде очень важных в ацтекской мифологии животных, как ягуар и койот. Также на костюмах — в зависимости от ранга и военной удачи его обладателя — могли быть изображены демоны смерти и боги, как, скажем, Шипе-Тотек, Тетеоиннан, Шочикецаль, Чантико (богиня домашнего очага) и божества пульке. Как и в случае с тильматли, воины могли получить тлауистли, захватив пленников. Воин, пленивший двух врагов, получал боевой костюм куоктлан; трёх — боевой костюм куоктлан с эмблемой в виде бабочки. И жрецы и воины могли быть награждены столь желанным костюмом ягуара и костюмом тлауистли с украшенным перьями жезлом, захватив соответственно четырёх или пятерых пленников. По мнению Бердан и Анауалт, тлауистли — это всего лишь название полностью украшенного перьями боевого костюма; другие учёные по-лагают, что под тлауистли имелись в виду боевой костюм, личное оружие воина и головной убор, дополнявший этот украшенный перьями наряд. Если, например, костюм раскраской напоминал шкуру ягуара, то зачастую его увенчивали шлемом в виде головы ягуара — с пастью и кошачьей мордой. Иногда его носили без головного убора, но с громоздкими знаками отличия, привязанными к спине воина ремнем (см. главу 5). ОБУВЬБольшая часть ацтекского населения обуви не носило. Право её ношения предоставлялось только знати и отличившимся воинам. Высшее сословие носило сандалии, кактли, с пяткой и скрещивавшимися ремнями. Из переплетения этих ремней получалось гру-бое подобие наголенника (защита для голени), или косеуатль. Мотекусома II носил кактли, украшенные ювелирными изделиями и драгоценными камнями. Индейцы в Мексике и сейчас носят huaraches, являющиеся продолжением ацтекских сандалий. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 474-475.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |