Е.Д. Кускова - Н.А. Бердяеву |
|
1926 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Письмо Е.Д. Кусковой - Н.А. Бердяеву о расколе в русской эмиграции по вопросу об отношении к Советской России 1)26.03.1926 Дорогой Николай Александрович! Большое удовлетворение доставило мне Ваше письмо. Да, может быть, неосторожные выражения были. Но если бы Вы видели всю эту рычащую, кричащую и свистящую толпу, Вы бы поняли мое состояние: хотелось набросать им как можно больше самой жестокой правды…2 Авось души их воспрянут перед лицом неутолимой, неотвратимой действительности, а сами они перестанут повторять плоские, ужасные, бессодержательные фразы, кот[орым] их учат разные вожди. К тому же никуда не ведущие… У нас в Праге начались самоубийства молодежи. «Нет цели». Восемь лет обнадеживали — идти с ножом на родину. Теперь — пустота. Надо эту пустоту чем-то заполнить. Ее можно заполнить или религией, или родиной. Религией — да. Но ведь религию нельзя «внушить». Ваша работа. Она ценна для людей религиозных. И вы подчеркиваете: мы — разные, между нами — пропасть. Не совсем, однако, глубокая. Я не могу жить внешними 3 фактами и их механическим сцеплением. От такого «позитивизма» я давно отошла. Мне для жизни, для дела нужна какая-то внутренняя проверка, какой-то внутренний критерий, с фактами не связанный и в них не находящийся. Знаю, это — не религия. В религии меня всегда отталкивала необходимость категорического подчинения чему-то, вне меня лежащему. Мой критерий — во мне, и только его я слушаюсь и перед ним винюсь в ошибках и прегрешениях. В последнее время этот призыв к проверке особенно мучителен и настоятелен. Я чувствую, что мы не только в тупике, но и на ложном пути. Особенно сильный бунт вызывает во мне здешнее сознание какого-то превосходства над теми, кто там4. А я их помню, я их знаю и никогда, ни на одну секунду не забываю… Знаю также, какое дело они творят, по вершку возрождая родину… Я все время — с ними, ищу их, сношусь с ними и, кажется, дохожу до точки в отвращении к здешнему пустозвонству, политиканству и гордыне… Конечно, завидую Вам. Но вряд ли когда-нибудь смогу встать на этот путь. Мой «критерий» тоже ведь своего рода религия. Во всяком случае, в нем есть элемент высших ценностей, которым подчинено ежедневное, фактическое, реальное. Но такой критерий постоянно беспокоит; он не знает той абсолютной уверенности и спокойствия, кот[орые] испытывают религиозные люди. Этого мне не дано. Не знаю, понимаете ли Вы меня. Подчиняясь своему критерию, я всегда была — и старалась быть — бесстрашной в действиях и суждениях. Но сама-то все же не имела убежденности: так ли? прав ли мой внутренний судия? Это — тяжело, очень тяжело; но — непоправимо. Сейчас я знаю много друзей моих, вставших на путь религии. Но когда мне удается заглянуть им в душу, — это не то… Это — обращенные, часто горем обращенные, а не рожденные — для духа, для религии. И это полувнешнее приятие — хуже моего «критерия», всегда, с юных лет, со мной жившего и живущего. С евразийцами я имею дело в Праге. Здесь виделась и говорила с Сувчинским. Они — очень близки к нам с С[ергеем] Н[иколаевичем]5 по пониманию процесса революции. Но они заскакивают в такие дебри, в которые мой реалистический все же ум отказывается за ними следовать. Во всяком случае, в эмиграции это — самая живая, самая ищущая публика. Вашу книгу «Новое средневековье» знаю, как и статьи (мне совершенно близкие) С.Л. Франка6 в «Рус[ской] мысли»7. Вашего журнала «Путь»8 еще не видела. Буду читать его в Праге. Если позволите, поделюсь своими мнениями и чувствами по поводу его. Но все же основное мое чувство и желание — попасть на родину в качестве хотя бы самой последней спицы. Только там можно «просветлять народ» и будить в нем национальные чувства. Поэтому я так и цепляюсь за Красную армию, что, по моим наблюдениям, в ней раньше всего пробудилась и пробуждается национальное чувство, несмотря на принудительное пение «Интернационала». И когда в церкви Св. Николая в Праге наши г[оспо]да эмигранты не подали руки Брусилову9 (об этом я говорила на докладе) и шарахнулись в сторону от его протянутой руки, я (сознаюсь Вам!) резко ощутила свою связь с ним и ненависть к ним. Вот откуда сыпались мои неосторожные слова. В церкви! И разве это — религия?! Глубоко и искренне благодарю Вас за письмо. Вот почему-то чувствую, что оно мне было нужно именно сейчас, — в моем смятении не «позитивистическом» и не политическом. Спасибо! Крепко жму Вашу руку. Будьте здоровы и, как всегда, бодры в работе Вашей. Сер[гей] Ник[олаевич] просит передать Вам его привет. Он все болеет, не выдерживает сердце. Ваша глубоко Вас уважающая Ек. Кускова-Прокопович Адрес мой: M-me Procopovicz, rue Jacob 44, Hotel Jacob, Paris VI. Tel : Fleurus 19-94. РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 549. Л. 1–2. Автограф. Примечания 1 Письмо написано в связи с собранием представителей русской эмиграции, состоявшемся 21 марта 1926 г. в помещении мэрии 6-го округа Парижа и посвященном прениям по докладу Е.Д. Кусковой на тему «Сдвиги в России и в эмиграции. (Психология и действительность)» (прочитан 16 марта). В числе выступающих были П.Н. Милюков («Непримиримость — категорический императив»), С.П. Мельгунов («Лига Непримиримых»), Л.И. Львов, В.И. Юкшинский, С.М. Соловейчик, Н.Д. Авксентьев, полковник Лисовский, А.М. Горовцев и др. Кускова открывала собрание и выступала с заключительным словом. 2 Здесь и далее отточие документа. 3 Выделено в документе. 4 Имеется в виду в России. 5 Имеется в виду муж Е.Д. Кусковой — Сергей Николаевич Прокопович. 6 Речь идет о статье С.Л. Франка «Из размышлений о русской революции». (Русская мысль. 1923. № 6–8. С. 238–270.) 7 «Русская мысль» — литературно-политический журнал, выходивший с перерывом с 1921 г. в Софии, с 1922 г. в Праге, затем Праге-Берлине (1922–1924), и в Париже (1927) под редакцией П.Б. Струве в качестве продолжения издававшегося в 1880–1918 гг. в России одноименного журнала. 8 «Путь» — журнал, издавшийся в Париже с сентября 1925 г. по март 1940 г., «орган русской религиозной мысли», издание Религиозно-Философской академии. Его редактором и вдохновителем был Н.А. Бердяев, соредактором — Б.П. Вышеславцев. (См.: Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925–1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев, 2000.) 9 А.А. Брусилов в 1925 г. находился по приглашению правительства Масарика на лечении в Карловых Варах (Чехословакия). Упоминаемый инцидент с Брусиловым произошел, скорее всего, в апреле 1925 г. в Праге во время панихиды по патриарху Тихону. В своих воспоминаниях Брусилов писал: «В церкви было много народу. Но мне было еще тяжелей. Странное впечатление на меня произвело то, что в сущности это не православная церковь, а костел; во-вторых, все — и духовенство, и молящиеся русские люди — показались мне более чуждыми, чем иностранцы-чехи! Не знаю почему, но что-то неуловимое, какие-то флюиды невидимые, но сильные, стали барьером между нами. И как горячо я почувствовал, как близки мне все мои друзья-священники, все мои родные, знакомые и сослуживцы, оставшиеся там, мучающиеся, кипящие в революционном котле!.. А эти, часто высокомерные, закостенелые в своих предрассудках, не желающие расставаться со своими прежними эгоистическими взглядами — люди чужие и ненужные России». (Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 2001. С. 340.) Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Бердяев Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Кускова Екатерина Дмитриевна (Прокопович) (1869-1958) Россия в 20-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1926 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |