|
Петрова Татьяна Петровна родилась в 1916 г. в Калининской области. В годы
коллективизации переехала в п. Усяты Кемеровской области. Живет в Прокопьевске.
Рассказ записала внучка Долгих Татьяна в марте 1998 г.
В число раскулаченных мы как бы не попали. Но в то же время и попали. Мы
просто не стали дожидаться этого бедствия. Мы сбежали от коллективизации.
Когда от соседей мы прослышали о раскулачивании, то поняли, что нашей семье не
избежать этой участи. Добежали, аж, до Сибири. Нам нужно было поосновательнее
спрятаться. Попали мы в небольшой поселок Усяты. Потом на этом месте город
Прокопьевск образовался. А тогда это было глухое место. Шахты только строились.
Отец наш и устроился на шахту им. Сталина. Мама туда же пошла работать
мотористкой. А я осталась присматривать за хозяйством.
Справедливо ли было забирать у кулаков скот и инвентарь? Ты, доченька, лучше и
не спрашивай. Что ты! Мы трудились. Всего добивались сами. А эти идолы захотели
всё у нас забрать. Разве это по-человечески, по-христиански? Сколько добра
пришлось нам оставить в своей деревне! Конечно, что могли, то унесли с собой. Но
много ли унесешь вшестером? Тем более что сестренка была маленькая, брату - чуть
больше. Ехали на лошадях, товарняках, потом опять на лошадях. Ехали бесконечно
долго: Псков, Великие Луки, ещё какие-то станции. Я уже и не замечала дороги. Мы
очень вымотались. Ели то, что взяли с собой: картошку, свеклу, морковку, сало.
Никакие мы были не эксплуататоры! Работников мы никогда не держали. Работали
только сами. Я не знаю, что забирали при раскулачивании. Мы же сбежали от этого.
Но люди тогда говаривали, что забирали всё: и скотину, и зерно, и одежду, и даже
посуду.
Помню, с каким страхом родители и соседи говорили об этом. Мы знали, что
раскулачивали наши же, деревенские. Одежду тут же раздавали беднякам.
Так страшно было! Мы знали, что нас ждало такое же горе. Хорошо помню, что я
испытывала злость, негодование. Почему мы должны были кому-то отдать всё
заработанное нами?! Было страшно обидно! Ох, доченька! И вспоминать про то
страшно! Я потом про это в книжке читала. "Поднятая целина" называется. Там всё
по правде написано. Я даже плакала. Только плакала не над тем, над чем
полагалось. Жалела я книжных раскулаченных.
У нас никто раскулачиванию не сопротивлялся. Это же страшно опасно было! Тогда
строго было с сопротивлением властям.
Мне тогда всё думалось, что кончилась моя молодость, моё счастье!
Я очень твоего деда любила. Думала, мы убежим, а он останется. Но он поехал с
нами. В Усятах мы и повенчались. А через год и дети пошли. У меня всё время
страх за детей был. Что с ними будет? Какое у них будущее? Всё время одолевали
думы - как жить дальше? Всё время была неопределенность.
Местные усятские жители встретили нас с пониманием. Спасибо им! Нас приютили в
одном бараке, накормили тем, что было у них. А было, надо сказать, у них у самих
мало. Но люди тогда совестливые были.
Сначала мы жили в бараке на "Голубевке". Это был рабочий поселок рядом с шахтой.
Затем переселились в дом, за который потом выплачивали шахте ссуду. У меня тогда
уже шестеро детей было. Все мои сестры постепенно разъехались из Прокопьевска.
Всем хотелось получше свою жизнь устроить. Но мы не могли сорваться с места
из-за недостатка средств.
А в 1953 г. деда твоего в шахте убило. Горе-то какое! Тут уж и речи не могло
быть о переезде.
Когда мы жили в своей деревне, то не знали, что такое голод. Вообще как-то не
ощущалась еда. Она была, - и всё. А вот как приехали в Прокопьевск, тут и
началось. Я уж не говорю про войну. Тут уж мы поголодали. Но ничего, перебились.
Сажали картошку. Но её часто воровали.
Голод - это страшно! Это не просто есть хочется, кушать охота. Это ощущение
своего бессилия. Ни я, ни твой дед ничего сделать не могли. Голодали сильно!
Потом жизнь как-то налаживаться стала. Иногда было лучше, иногда - хуже.
Конкретно по годам не припомню. Но лучше всего, по-моему, было при Брежневе.
Сейчас, вот, вы мне помогаете. Тоже неплохо! В хорошие годы мы питались так: на
завтрак - каша, на обед - суп, на ужин - картошка с салом. Знаешь, я вспомнила,
после войны сильно голодно было. В 1949 г. как раз твоя мама родилась. И ещё
раньше.
Во время войны я работала мотористкой. Все тогда думали, как бы своим трудом
помочь победе над фашистами. После работы мы работали на полях в подсобном
хозяйстве шахты. За это нам деньги не платили, а ставили трудодни. По ним потом
давали сколько-то зерна, сколько-то овощей.
Для меня коммунистическая партия была, как мать родная. Все наши беды мы с ней
не связывали. Для нас эти беды воспринимались как временные. Мы работали на
государство, а государство нас не обижало насчет всяких благ: школы, больницы… .
Сталин внушал нам страх. Чувствовалась его сила. Когда он умер, было всеобщее
горе. Я ревела навзрыд.
Власть? Не знаю, что это такое. Но думаю, что это то, без чего нельзя
чувствовать себя уверенной, как бы нельзя полностью быть свободной. Вот у
Сталина была власть! Да ещё какая! Он действовал на людей как гипнотизер. А
видишь, каким он оказался в действительности! Кто бы мог подумать! Боже ты мой…!
У нас на шахте, говорят, были те, кто побывал в лагерях. Но они никогда, ничего
не рассказывали. Оно и понятно! Если бы они пошли против партии и говорили про
неё плохое, им бы не сдобровать. А так…, никто, ничего не знал. Все любили
партию и Сталина. Ленин внушает как бы уважение и любовь. Что ни говори, но
именно так я его воспринимаю. Ведь он столько сил положил, чтобы нам хорошо
жилось. Он такой умный был. Столько книг написал!
Сталин внушал страх и любовь. При нем были и радости и горести. Было ощущение,
что Сталин не знал о всех наших бедах. А если бы узнал, то сразу бы нам помог. К
Хрущеву было недоверие. Больно резво он за всё брался. На Сталина стал
наговаривать! Ельцин - плохой руководитель. Весь больной. Ему бы на отдых надо.
Такое ощущение, что он вроде бы и не правит. Это кто-то делает за него.
Черномырдин, кажется, деловой человек. А Кислюк - врун и обманщик! Я так скажу.
А больше ничего говорить не буду.
Ты внученька, моё мнение не записывай. Я в политике ничего не понимаю. Я
высказала то, что на душе.
Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина.
Коллективизация как
национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы.
Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса
http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)
Здесь читайте:
Россия в XX веке
(хронологическая таблица)
|