Жуков Дмитрий Анатольевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ж >

ссылка на XPOHOC

Жуков Дмитрий Анатольевич

1927-2015

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Анатольевич Жуков

Жуков Дмитрий Анатольевич (р. 30.08.1927 *), русский писатель и общественный деятель. В книге “Владимир Иванович” (1977) создал живой образ современного русского подвижника, защитника отечественной культуры, посвятившего жизнь сохранению русского духовного наследия. В конце 1960-х — 70-х годах председатель патриотического объединения “Русский клуб”, сыгравшего заметную роль в пробуждении русского национального сознания.

Примечания

* Умер 10 сентября 2015 год.


Жуков Дмитрий Анатольевич (р. 30.08.1927), писатель, литературовед, переводчик. Родился в г. Грозном в семье инженера-нефтяника. Потомок старинного дворянского рода, давшего России воевод, наместников, губернаторов, дипломатов и писателей. В дек. 1944 добровольно вступил в ряды Советской Армии. В 1947 окончил Киевское военное училище связи. По окончании Военного института иностранных языков (1949—54) зачислен в распоряжение Генштаба, служил за границей и в Москве до 1960. Имеет боевые и правительственные награды.

Перед увольнением из армии Жуков занимался переводом зарубежной художественной литературы. В 1956 опубликовал в «Роман-газете» (№ 4—5) роман известного писателя, впоследствии президента Югославии, Добрицы Чосича, а также многие произведения сербских классиков. Отказавшись вступить в КПСС, Жуков был отстранен от загранкомандировок и приставлен к созданию первой электронной машины-переводчика с английского на русский: его логические схемы действуют по сей день в компьютерных программах. После увольнения из армии Жуков написал несколько научно-художественных книг о своей работе. В результате журнальной полемики вокруг этих книг («Новый мир», «Молодая гвардия», «Московский комсомолец») Жуков вошел в круг сотрудников ИМЛИ В. Кожинова, П. Палиевского и др., патриотов и противников структурализма.

По окончании Высших сценарных курсов (1962—1964) Жуков публикует десятки статей, очерков, рассказов в периодической печати. Наибольший успех имели сентиментальный рассказ «Растут ли яблоки на березах?» и книга «В опасной зоне. Хроники атомного века» (1965). Жуков переводит английскую, американскую, сербскую классику и современную литературу. Всего Жуковым издано ок. 100 книг переводов.

С ростом национального самосознания Жукова все больше захватывает борьба против разрушительных тенденций в отношении русской культуры со стороны лиц, захвативших видные посты в партийном аппарате. Жуков принимает активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, во 2-й пол. 60-х становится членом его правления и вместе с др. писателями, журналистами, историками, художниками организует при нем «вторники», называемые часто в мемуарах «Русским клубом».

Расцвет творчества Жукова падает на 70-е прошлого столетия. В серии «Жизнь в искусстве» выходит первый большой труд о замечательном сербском драматурге Брониславе Нушиче (1972).

Одновременно Жуков работает над биографической повестью о трагической судьбе протопопа Аввакума, религиозного бунтаря и автора своего «Жития», написанного «природным» языком первого русского реалистического романа. В повести отражено взрывное превращение Московской Руси в могучее государство, распространившееся до берегов Тихого океана под влиянием национальной идеи «Москва — Третий Рим», опровергнуто ходячее представление о том, что русские были лишь покорным стадом, приведены доказательства высокой грамотности городского и даже сельского населения, повсеместно участвовавшего в диспутах во времена церковного раскола. Жуков проделал весь путь в Сибири и на Севере по следам мученических странствий Аввакума, который ни разу не изменил своим убеждениям, несмотря на все гонения и даже пытки, «до самыя до смерти» на костре. Повесть была набрана в «ЖЗЛ» в 1972, а потом рассыпана из-за появления статьи зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Яковлева «Об антиисторизме». Будущий «великий демократ» исчислял историю России от октябрьского переворота 1917. Через год повесть был «спрятана» в сборнике «Русские писатели XIX века», снабженном предисловием Д. Лихачева, и благожелательно воспринята читателями и критиками. Созданный тогда же совместно с режиссером Б. Карповым полнометражный документальный антисионистский фильм «Тайное и явное» был запрещен.

В последующие годы одно за другим на страницах печати и в сборниках появляются повествования Жукова о художнике Верещагине и генерале Скобелеве, Л. Толстом и Грибоедове, борце Поддубном (1973), рассказы, очерки, почти все отмеченные в журналах как лучшие произведения года, а также медалью «Золотое перо».

Повесть «Владимир Иванович», об ученом-археографе Малышеве, посвятившем жизнь бескорыстному служению делу поисков и сохранения нашего духовного богатства — древних рукописей, была опубликована в «Новом мире» (1978) и «Роман-газете» (1981). В ней причудливо переплетаются события русской истории с перипетиями современной жизни. Она составила вместе с повестью об Аввакуме дилогию «Огнепальный», общий тираж которой с переводами на др. языки превысил 4 млн экз.

Отталкиваясь от аввакумовского «Жития», Жуков стремился придать дилогии тот же эмоциональный накал, пользуясь живописным, идущим от грубовато-яркого просторечия слогом. Жуков пишет не исторические биографии и не романы в традиционном понимании, а нечто новое — жанр, вобравший в себя достоинства художественной прозы, но твердо опирающийся на факты. В книге «Козьма Прутков и его друзья» (1976) столько выдумки, неистощимой фантазии, явного и скрытого пародирования, что это скорее юмористический роман-мистификация, где вымышленный персонаж — Козьма Прутков — беседует, спорит, путешествует со своими создателями: братьями Жемчужниковыми и А. К. Толстым.

Перо Жукова обладает редкостным свойством: оно оживляет все, к чему прикасается. Самые непохожие, полярные фигуры, самые далекие друг от друга жанры покоряются этому веселому и точному перу, этой крепкой и талантливой руке. Стержневым началом его творчества служит тема патриотическая, тема любви к России, старой и новой. В книге «Корни» (1977) он писал: «Живое чувство патриотизма должно проявляться естественно, на основе гордого сознания крепости и вечности тех корней, из которых выросла наша культура. Величие народа покоится на его прошлом, и давнем и недавнем. Отними это прошлое, и останется просто громадная пестрая толпа, неспособная строить свою будущность».

В художественных исканиях Жукова объединяющим началом стало стремление расширить русло традиционных форм биографического жанра. Он улавливает такие связи, которые придают его биографиям романную, даже драматургическую сюжетность, делая при этом биографию своего героя фактом собственной, внутренней, интимной жизни, отправляясь с ним не только в географическое путешествие, но и в «путешествие души».

Сам Жуков пытался изложить историю жанра и осознать свой опыт в труде «Биография биографии», впервые опубликованном в журнале «Наш современник» (1979), за чем последовала редакционная статья С. Чупринина в «Литературной газете» за подписью «Литератор». Жуков осуждался за намеки на некие «влиятельные разрушительные силы», провоцирующие «массированное наступление авангардистов… ради торжества… массовой культуры». Ему инкриминировалось применение буржуазных терминов в отношении советской литературы и искусства и отступление от марксистско-ленинских принципов, которых Жуков не придерживался никогда. Были и прежде статьи о сочувствии Жукова славянофилам, теперь же началась настоящая журнально-газетная травля. В частности, «Правда» (1983) писала о его книге «На семи холмах» (1981), что «здесь расточаются безудержные славословия святым Сергию Радонежскому, Пафнутию Боровскому, Кириллу Новозерскому (!?), делается неосновательный вывод о неразрывной связи в прошлом культа и культуры». В заключение говорилось, что «подобным изданиям требуется создать надежный заслон».

Именно в этой книге сосредоточены статьи Жукова о безобразном отношении к памятникам истории и культуры, о разрушенной Оптиной Пустыни, грибоедовской Хмелите, церкви Знамения в Дубровицах и др., о безответственном расточительстве средств, выделявшихся на реставрацию. Они публиковались в периодической печати и вызывали крупные разбирательства, завершившиеся подлинным восстановлением святынь. В 1987 Жуков вместе с В. Распутиным в обращении к народу начинает кампанию по возвращению русским городам древних имен.

Михайлов О.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Жуков Дмитрий Анатольевич - прозаик, литературовед, переводчик. Родился 20 августа 1927 года в Грозном в семье инженера-нефтяника. Потомок старинного дворянского рода, давшего России воевод, наместников, губернаторов, дипломатов и писателей. В декабре 1944 добровольно вступил в ряды Советской Армии. В апреле 1945 был ранен на 2-м Украинском фронте. В 1947 окончил Киевское военное училище связи, служил командиром взвода и роты в г. Николаеве. По окончании Военного института иностранных языков (1949-1954) зачислен в распоряжение Генштаба, служил за границей и в Москве до 1960 г. Имеет боевые и правительственные награды. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премий «Золотое перо» и «Серебряная лира». Действительный и почетный член нескольких академий.

С 1955 г. Жуков занимался переводом сербской, английской и американской классики и современной литературы. Всего им издано около ста книг переводов (Нушич, Глишич, Голсуорси, Уэллс, Конан-Дойл, Даррелл, Джек Лондон, Стейнбек, Саймак, Брэдбери и др.). Отказавшись вступить в компартию, Жуков был отстранен от загранкомандировок, занимался алгоритмом перевода с английского на русский, действующим по сей день в компьютерных программах. По увольнении из армии написал несколько научно-художественных книг о своей работе, множество рассказов, исторических хроник, очерков, статей, филологических работ.

С ростом национального самосознания Жукова захватывает борьба против разрушительных тенденций в отношении русской культуры. Он вместе с другими писателями, художниками, историками участвует в 60-х гг. прошлого века в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и «Русского клуба» при нем.

Расцвет творчества Дмитрия Анатольевича Жукова падает на 1970-е годы. Преодолевая сопротивление идеологических органов, он публикует биографии протопопа Аввакума (197З) и современного собирателя древних рукописей В. И. Малышева (1978), объединив из в дилогию «Огнепальный», которая вызвала самый широкий интерес у патриотически настроенных читателей и критиков, переиздавалась многократно, переводилась на иностранные языки. Одно за другим следуют повествования о югославском драматурге Браниславе Нушиче, художнике Верещагине и генерале Скобелеве, Льве Толстом и Грибоедове, борце Поддубном и абхазском долгожителе Аршба, роман-мистификация «Козьма Прутков И его друзья», труды о переводческом искусстве и биографическом жанре. Рассказы и очерки Жукова ежегодно отмечались в журналах, как лучшие произведения года.

Критик О. Н. Михайлов писал: «Перо Дмитрия Жукова обладает редкостным свойством: оно оживляет все, кчему прикасается. Самые непохожие, полярные фигуры, самые далекие друг другу жанры покоряются этому веселому и точному перу, этой крепкой талантливой руке. Стержневым началом его творчества служит тема патриотическая, тема любви к России, старой и новой. В художественных исканиях писателя объединяющим началом стало стремление расширить русло традиционных форм биографического жанра. Он улавливает такие связи, которые придают его биографиям романную, даже драматургическую сюжетность, делая при этом биографию своего героя фактом собственной, внутренней, интимной жизни, отправляясь с ним не только в географическое путешествие, но и в «путешествие души».

Однако «Литературная газета» (1979) и другие влиятельные органы печати критиковали Жукова за «отступление от принципов марксизма-ленинизма», которых писатель не придерживался никогда. «Правда» (1983) писала о его книге «На семи холмах» (1981 ), что «здесь расточаются безудержные славословия святым Сергию Радонежскому, Пафнутию Боровекому.. . делается вывод о неразрывной связи в прошлом культа и культуры», И требовала «создать надежный заслон подобным изданиям». Именно в этой книге были собраны статьи Дмитрия Жукова о безобразном отношении к памятникам русской истории и культуры, монастырям, церквам, местам, связанным с жизнью великих русских писателей.

Тем не менее, разрушители еще не всесильны, и едва ли не ежегодно выходили биографические книги Жукова и среди них - о таких полярных фигурах, как А. К. Толстой и Б. Савинков, сборники этюдов, критических статей и очерков, подготавливались собрания сочинений классиков и обширные публикации о трудах и днях В.В. Шульгина.

В 1990-е годы, находясь в резкой оппозиции к плутократическому режиму, Жуков много выступал, был сопредседателем Фонда славянской письменности и культуры, председателем Общества русско-сербской дружбы, в качестве какового подвергался аресту за организацию демонстрации против американских бомбардировок Белграда 13 апреля 1994 г. В настоящее время Жуков продолжает свою работу в биографическом и публицистическом жанрах. Живет в Москве.

Биография из журнала "РОМАН-ГАЗЕТА №9, 2004 г.


Далее читайте:

Дмитрий Жуков. Из русских биографий. "Роман-газета", № 9, 2004.

Сочинения:

Загадочные письмена. М., 1962;

На руинах Вавилона. М., 1963;

Переводчик, историк, поэт? Слово тебе, машина. М., 1965:

В опасной зоне. Хроники атомного века. М., 1965; Бранислав Нушич. М., 1972;

Протопоп Аввакум (в сб, Русские писатели XVII века). М., 197З;

Мы - переводчики. М., 1977;

Огнепальный. М., 1979;

Круг размыкаемый. М., 1979; Биография биографии. М., 1980;

За Терским хребтом. М., 1981;

Заветное. М., 1981; На семи холмах. М., 1981;

Владимир Иванович. М., 1981;

Алексей Константинович Толстой. М., 1982;

Портpeты. М., 1984;

Богатырское сердце. М., 1985;

Звезда вдохновенья. Тула, 1986;

Избранные встречи. М., 1992;

Имам Хомейни. М., 1988;

Русские биографии (в 2-х п. С предисловием О. Михайлова). М., 2003.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС