Жане Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ж >

ссылка на XPOHOC

Жане Пьер

1859-1947

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пьер Жане

Жане (Janet) Пьер [30 мая 1859, Париж — 24 февраля 1947, там же] — французский психиатр и психолог. Получил философское и медицинское образование, работал в клинике Гавра и в парижской клинике Сальпетриер. Наблюдения за пациентами легли в основу его концепций подсознательного, психастении и психологического автоматизма. Работа «Психологический автоматизм» (1889) была итогом его исследований, проведенных в Гавре в 1882—1888, где он применял гипноз для лечения истерических пациентов. В отличие от своих предшественников, сводивших психологический автоматизм к физиологическим механизмам, Жане исследует собственно психические феномены, всегда наделенные хотя бы рудиментарным сознанием. Имеются душевные процессы, которые протекают автоматически, независимо от контроля нашего «Я». Наряду со случаями «полного автоматазма» (каталепсия, искусственный сомнамбулизм) Жане указывает на случаи раздвоения личности, «частичного автоматизма», когда психиатр сталкивается с разного рода сочетаниями сознательного и подсознательного. Он обращается к «автоматическому письму», практиковавшемуся спиритами для выявления подсознательного материала. Истерические симптомы он связывает с существованием отколовшихся частей личности (подсознательные фиксированные идеи), которые наделены собственной жизнью и способностью к автономному развитию. Их причиной является травматизирующее событие, которое становится подсознательным, а вместе с тем происходит сужение поля сознания. «Психологический анализ» Жане устанавливает патогенную роль «подсознательных фиксированных идей», но основной причиной истерического невроза он признает врожденную слабую «психическую конституцию» невротика. Концепция «подсознательного» Жане оказала несомненное влияние на психоанализ (хотя Фрейд это отвергал) и всю «динамическую психиатрию». Но столь же несомненны отличия ее от психоанализа, причем не только в энергетической трактовке психики. Хотя Жане признавал значительную роль сексуальности в генезисе неврозов, его концепция «подсознательного» не опирается на какую-либо доктрину о детерминации сознания инстинктивными побуждениями. Теории Жане оказали значительное влияние на французскую психиатрию; его учение об «автоматизме» использовалось А. Бретоном и другими французскими сюрреалистами.

A. M. Руткевич

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 25-26.


Жане (Janet) Пьер (1859-1947) - французский психолог и психиатр. Биография, Получил философское образование в Высшем педагогическом институте в Париже, преподавал семь лет в лицее в Гавре. Затем обратился к проблемам медицины, в частности к проблеме гипноза и суггестии, что было обусловлено влиянием Ж. М. Шарко. С 1889 г. — руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер. В этом же году получает степень доктора философии, в 1892 г. — степень доктора медицины. С 1896 по 1934 г. — профессор кафедры психологии Коллеж де Франс, затем Сорбонны. В 1904 г. вместе с Г. Дюма основал журнал Journal de psychologie normal et pathologique. Исследования, Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). Психику понимал как систему психических функций личности, которая образуется в результате филогенетического и онтогенетического развития. Это есть некая иерархия, включающая уровни от низшего, к которому принадлежат рефлексы, элементарные формы ощущений, через восприятие, эмоции, память, дискурсивное мышление, до высшего, на котором возможно синтетическое схватывание реальности во всех ее формах. Сами эти психические функции представляют собой готовность организма к определенным как внешним, так и внутренним действиям. В основе их лежит психическая энергия, которую можно изучать но ее проявлениям, В 1920-х гг. на основе категории «действия» создал общепсихологическую концепцию, в которой, в отличие от бихевиористов, рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. В целом по отношению к действию психическое может выступать его «подготавливающей» частью (желание), регулятором действий (чувства), «неполным» действием (мышление). По его мнению, у человека — кроме памяти, характерной и для животных (пассивное всплывание, реминисценция), — есть также память социальная, обращенная либо к себе, либо к кому-либо другому, Социальная память произвольна, сознаваема и соотносима с эпизодами жизни. Это особое действие, которое изобрели люди. В завершенной форме она предстает как память-рассказ. Первоначально человеческая память появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния па других людей, объединения их для выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся (в отличие от памяти-реминисценции) своим произвольным характером. В психологической концепции возникновения неврозов подчеркивал роль в этом процессе нарушения синтетической функции сознания, утраты равновесия между высшими и низшими функциями. В отличие от психоанализа, психические конфликты выступают здесь не как источник неврозов, а как проявление нарушений высших психических функций. Как считал П. Жане, истерия и неврозы развиваются при депрессии и истощении мозга, которые обусловливают сужение сознания и повышение внушаемости, При этом для их лечения необходимо обнаружение в сознании таких эпизодов, которыми определяется сто диссоциация. Исторический контекст. Идеи П. Жане существенно повлияли на французскую психологию XX в. (Ж. Пиаже, А. Валлон) и на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 193-194.


Жане (Janet) Пьер (30.5.1859, Париж, — 24.2.1947, там же), французский психолог и психопатолог. Продолжая работы французского врача Ж. М. Шарко, развил психологическую концепцию неврозов, в основе которых, согласно Жане, лежат нарушения синтетических функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психическими функциями. В отличие от психоанализа, Жане видит в психических конфликтах не источник неврозов, а вторичное образование, связанное с нарушением высших психическими функций. Сфера бессознательного ограничивается им простейшими формами психических автоматизмов.

В 20—30-х годах Жане развил общую психологическую теорию, исходя из понимания психологии как науки о поведении. При этом, в отличие от бихевиоризма, Жане не сводит поведение к элементарным актам, включая в систему психологии сознание. Жане сохраняет свои взгляды на психику как энергетическую систему, обладающую рядом уровней напряжения, отвечающих сложности соответствующих им психических функций. На этой основе Жане разработал сложную иерархическую систему форм поведения от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Жане развивает исторические подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные — воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Жане связывает с развитием памяти и представлений о времени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирующий в форме внутренней речи.

Жане оказал значительное влияние на развитие психологии, особенно французской (Ж. Пиаже, П. Фрес и др.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: L'evolution de la memoire et de la notion du temps, Γν.] 1—3, P., [1928]; De l'angoisse ä l'extase, v. 1—2, P., 1926—28; Les debuts de Intelligence, P., 1935; в рус. пер.— Неврозы и фиксированные идеи, [ч.] 1, СПБ, 1903; Неврозы, М-, 1911; Психич. автоматизм, М., 1913.

Литература: Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, с. 329—58.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903;

Неврозы. М., 1911;

Страх действия как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Психический автоматизм. М., 1913.

I.'automatisme psycholqgique. P., 1889; в рус. пер.: Психический автоматизм. М., 1913;

Involution da le memoire et de la notion du temps, P., 1928, V. 1-3; De l'augoisse a I'extase. P., 1926- 1928. V. i -2;

Les debuts de ['intelligence. P„ 1935;

Neuroses et idees fixes. P., 1898;

Les obsessions et la psychastenie. P., 1902;

Les meditationspsychologiques, vol. 1—3. P., 1919;

Del'angoisse a l'extase, vol.1—2. P., 1927—28;

La force et la faiblesse psychologiques. P., 1930;

Les debuts de l'intelligence. P., 1935; Les troubles de la person- nalite sociale. P., 1937;

Литература:

Роговин М. Пьер Жане.— «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6;

Роговин М. С. Введение в психологию. М,, 1969;

Анцыферова Л. И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии. 1969, № 5;

Анциферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974;

П. Жане // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя.

Ellenberger Н. F. The Discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic Psychiatry. N. Y., 1970.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС