Зомбарт Вернер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зомбарт Вернер

1863-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вернер Зомбарт

"Очевидна научная несостоятельность его идеалистической концепции"

Зомбарт (Sombart), Вернер (19.I.1863 - 18.V.1941) - немецкий экономист, социолог и историк. С 1890 года - профессор университета в Бреславле (Вроцлав), с 1906 года - Высшей торговой школы в Берлине, в 1917-1931 годы - Берлинского университета. В начале деятельности примыкал к левому крылу буржуазной экономической науки. Будучи учеником Г. Шмоллера, многое заимствовав у исторической школы в политической экономии, Зомбарт вместе с тем стремился дать более широкое теоретическое объяснение явлений общественной жизни, пытаясь использовать экономическую теорию Маркса. Зомбарт обнаружил понимание того, что социалистическое движение пролетариата - естественный результат экономических условий, сложившихся в капиталистическом обществе, и что учение Маркса сыграло огромную роль в оформлении этого движения. Эти взгляды Зомбарта в сочетании с присущим ему даром живого и образного изложения мыслей принесли ему большую популярность в среде радикально настроенной интеллигенции (в частности, в России). Его книга "Социализм и социальное движение в 19 веке" (1896, рус. пер. - СПБ, 1902) до 1905 года выдержала 5 изданий и была переведена на многие языки. Заимствуя отдельные элементы экономического учения Маркса, Зомбарт, однако, решительно отвергал его революционную сущность. Рабочее движение в его представлении должно носить чисто реформистский характер, ставить себе только экономические цели. Взгляды Зомбарта представляли разновидность катедер-социализма.

В дальнейшем буржуазная сущность мировоззрения Зомбарта проявляется все более сильно, у него складывается система взглядов, принципиально противоположных марксизму (хотя он по-прежнему становится в позу человека, "продолжающего" и "завершающего" исследования Маркса о капитализме). В области методологии он примыкает к модным тогда течениям неокантианства, отрывая "абстрактно-теоретическое" изучение общественных явлений от "реально-исторического", объявляя общие категории исторического познания "идеально-типическими" (в понимании М. Вебера) логическими конструкциями. Решающую роль в развитии общества Зомбарт приписывает изменениям в психике людей; наиболее существенным признаком различных хозяйственных систем считает господствующий в них "хозяйственный дух" (хотя указывает также и характерные для них особенности социальной структуры) и развитием этого "духа", рассматриваемого им как некая самостоятельная сила, объясняет переход от одной хозяйственной системы к другой. Переход этот происходит, по мнению Зомбарта, без революций, чисто эволюционным путем. В 1924 году, отражая реакцию своего класса на Октябрьскую революцию и революционные события в Германии, Зомбарт в книге "Der proletarische Sozialismus" (10-е переработанное издание его книги "Социализм и социальное движение") делает попытку подвергнуть критике фактически все марксистское учение в целом, не останавливаясь перед прямой клеветой на марксизм. Зомбарт отвергает идею общественного прогресса, дает пессимистические оценки влияния культуры 19-20 веков на судьбы человечества, идеализирует докапиталистические средневековые порядки и т. д. Эти взгляды Зомбарта используются различными реакционными течениями, вплоть до фашизма.

Для исторической науки представляют наибольший интерес работы Зомбарта по истории капитализма (написанные им в основном до Октябрьской революции) и прежде всего его сочинения "Der moderne Kapitalismus" (Bd 1-2, Münch.-Lpz., 1902, новое, перераб. изд.: - Bdl-2, там же, 1916-17, Bd 3, 1926-27; рус. пер. - "Современный капитализм", т. 1-2, М., 1903-05, 2-е перераб. изд.: т. 1-3, Л., 1924-29). Согласно Зомбарту, в средневековой Западной Европе существовало вначале самодовлеющее хозяйство (поместное и крестьянское), к которому со времени образования городов присоединилось ремесло, причем характерным признаком этих двух систем х-ва он считает господство принципа "удовлетворения потребностей". Примерно с конца 15 века начинается развитие капитализма, которое Зомбарт объясняет коренным переломом в психике людей, зарождением нового, капиталистического "духа"; под его влиянием происходят социальные сдвиги, появляются хозяйствующие субъекты принципиально нового типа (капиталистические предприниматели), создающие новые капиталистических формы хозяйства. Эта теория Зомбарта вместе с родственной ей теорией М. Вебера о роли протестантской этики в генезисе капитализма оказала большое влияние на западно-европейскую буржуазную науку. Зомбарт попытался создать свою теорию первоначального накопления (по существу заостренную против марксистского понимания этого процесса), выдвинув в качестве основного источника накопления капитала аккумуляцию феодальной земельной рент. Зомбарт создал также новую теорию возникновения средневековых городов, согласно которой города возникают вследствие накопления "избыточного продукта" в сельском хозяйстве и его концентрации в руках феодалов, бывших, по его мнению, основными потребителями продукции городских ремесленников. Зомбарт собрал в труде "Современный капитализм" и дополняющих его специальных исторических исследованиях огромный и хорошо подобранный фактический материал, дал в некоторых случаях удачное описание отдельных сторон хозяйственной жизни и высказал интересные точки зрения по некоторым вопросам (особенно в тех случаях, когда он все же в той или иной степени следует за "Капиталом" Маркса, несмотря на постоянное стремление его "исправить" и "дополнить"); интересны наблюдения Зомбарта о различиях социальной психологии хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Но в целом научная несостоятельность идеалистической концепции Зомбарта, его объяснения развития капитализма зарождением "капиталистического духа", - очевидна (пытаясь объяснить, как возник этот "всемогущий" дух, он прибег в книге "Буржуа" (1913, рус. пер. 1924) к далеким от науки гипотезам, вплоть до измышлений о его биологических и национальных истоках).

Ю. А. Корхов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Die deutsche Volkswirtschaft im 19 Jahrhundert, В., 1903, 8 Aufl., Darmstadt, 1954; Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus (Bd 1-Luxus und Kapitalismus, Bd 2-Krieg und Kapitalismus), Münch.-Lpz., 1913; Die drei Nationalökonomien, Münch.-Lpz., 1930; Die Zukunft des Kapitalismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, В., 1934; в рус. пер. - Народное хозяйство Германии в 19 и в нач. 20 в., м., 1924; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Почему нет социализма в Соединенных Штатах, (М., 1906); Евреи и хозяйственная жизнь, ч. 1, СПБ, 1912.

Литература: Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, сб. ст., М.-П., 1923, с. 202-23 (см. также предисловия к 3 т. "Совр. капитализма", 1929, и к 1 т. того же соч., 2 изд., 1931); Kulischer I., Allgemeine Wirtschaftsgeschichte des Mittelalters und der Neuezeit, 2 Aufl., Darmst., 1958; Krause W., Werner Sombarts Weg vom Kathedersozialismus zum Faschismus, В., 1962.


Вернуться на главную страницу Зомбарта

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС