Зиновий Отенский |
|
?-1570 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Зиновий ОтенскийЗиновий Отенский (ск. ок. 1570), монах, писатель, ученик св. Максима Грека. После суда над учителем он был сослан в Отенскую обитель недалеко от Новгорода. Во второй пол. 1560-х написал два обличительных сочинения против “нового учения” Феодосия Косого — “Послание многословное” и “Истины показание”. “Послание многословное” состоит из “Сказания”, кратко излагающего историю учения Феодосия Косого, и ответов на “Вопросы” “богобоязненных людей”, обеспокоенных слухами о его сочувствии еретикам; “Истины показание” включает 56 глав, разделенных на 10 “пришествий” “крылошан”, и написано в форме диалога автора с ними. Зиновий Отенский приводит обширные выдержки из Библии и “отцов церкви”, с замечательной ясностью и филологической проницательностью комментирует их, сообщает уникальные сведения о Феодосии Косом и его соратниках, о Максиме Греке, основывая свои утверждения на прагматических и рационалистических аргументах. В полемике с вольнодумцами отенский инок отстаивает бытие Бога, догмат о Троице, истину воплощения Иисуса Христа, правомерность почитания икон и креста, мощей, защищает обрядность и предание, законную власть иерархов и каноничность преследования еретиков-отступников, существование монастырей и церковных имуществ. Л.К. Зиновий Отенский (мних Зиновий) (ум. в 1568 или 1571/72) - русский церковный писатель 16 века. Жил в новгородском Отенском монастыре, куда был, видимо, сослан после осуждения его учителя Максима Грека. Автор сочинений "Послание к дьяку Я. В. Шишкину", "Слово похвальное об Ипатии, епископе Гангрском", "Похвальное слово о новгородском епископе Никите", "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (конец 50-х - начало 60-х годов), "Истины показание к вопросившим о новом учении" (1565-1566) и др. В своих сочинениях Зиновий Отенский выступал против антикрепостнических и реформационных гуманистических идей Феодосия Косого. Зиновий Отенский подробно разрабатывал вопросы церковной догматики, критиковавшейся еретиками, и призывал к жестокой физической расправе над ними (см. Ереси). Произведения Зиновия Отенского при всей их тенденциозности являются основным источником для изучения взглядов Феодосия Косого. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Истины показание к вопросившим о новом учении, Каз., 1863; Послание многословное, М., 1880. Литература: Калугин Р., Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церк.-учительные произведения, СПБ, 1894 (в приложениях "Слово инока Зиновия об открытии мощей архиепископа Ионы Новгородского", с. 17-26); Клибанов А. И. и Корецкий В. И., Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину, в сб.: ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Корецкий В. И., Христологические споры в России (середина XVI в.), в сб.: ВИРА, т. 11, М., 1963; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, M., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - перв. пол. XVI вв., М., 1960. Зиновий Отенский (ум. ок. 1570 г.) - философ, богослов. Биографические сведения о нем крайне скудны. Известно, что 3иновий был иноком Отенского монастыря в Новгороде и, вероятно, новгородцем по происхождению, бывал в Москве, был очень начитан и в 1566 г. беседовал с некими «клирошанами» о ереси Феодосия Косого (осужденного в 1554- J 555 гг. на соборе в Москве), после чего написал свой главный труд «Истины показание к вопросившим о новом учении». О его литературном наследии известно немного больше. Оно включает, помимо многих приписываемых 3иновию соч. (что свидетельствует о его авторитете и значении в рус. «книжности»), Послание к дьяку Я. В. Шишкину (1534- 1536), посвященное теме праведного суда, Похвальное слово епископу Ипатию Гангрскому (ок. 1551), Послание монахам Гурию Заболоцкому, Кассиану и Гурию Коровиным, заточенным в Соловецком монастыре (1550-е), Похвальное слово на открытие мощей Никиты Новгородского (1565), Похвальное слово на открытие мощей архиепископа Ионы (1560-е). Почти все они также затрагивают ересь Феодосия и наряду с основными произведениями 3иновия могут рассматриваться как важные источники в освещении этой проблемы (актуальность полемики с ним именно в Новгороде — косвенное подтверждение связи проповеди Косого с ересью жидовствующих). «Истины показание...» отмечено искусностью композиционного решения: оно построено в виде 10 бесед автора с тремя клирошанами из Старой Руссы, обратившимися к нему с просьбой разъяснить, правильно ли «новое учение» Феодосия; во время последней беседы к ним присоединяется новгородец Захария Щечкин. Это композиционное решение позволило 3иновию в диалогической форме разобрать основные предметы полемики с «новым учением» в виде последовательного богословского компендиума. Первая беседа обрамляет изложение доказательств бытия Божия и учения о Троице, 2-я, 3-я и 4-я - учение о Сыне Божием, боговоплощении и спасении, 5-я - об иконопочитании, 6-я - о молитвенном призывании святых и почитании их мощей, 7-я - о почитании креста, 8-я - обоснование необходимости соблюдения уставов и заповедей, 9-я - обоснование ин-та монашества и монастырских владений, 10-я - объяснение отдельных догматических и обрядовых вопросов. Изложение 3иновьевым доказательств бытия Божия, предваряющих догматическую и сотериологическую проблематику, позволяет видеть в нем едва ли не первого философа на Руси, если, конечно, в самой философии видеть рациональный дискурс как критическое исследование мировоззренческих проблем средствами логической аргументации (а не обычную дидактику, религиозную или нравственную, которую чаще всего и принимают за «русскую философию») Опираясь на переводные богословские памятники, прежде всего на «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, «Шестодневы» Василия Великого и Иоанна Болгарского, а также па богословские разделы ряда других памятников («Повесть о Варлааме и Иоасафе», возможно, Летопись Георгия Амартола), 3иновий пользуется возможностями полемического жанра своего произв. для развернутой экспозиции трех типов доказательств бытия Божия. Тот факт, что в данном случае речь идет именно о полемическом жанре, а не о полемике в собственном смысле (Феодосий и его последователи бытия Божия не отрицали), свидетельствует о «самоцельных» философских интересах 3иновия, а также о систематичности его мышления, которые заметно превосходят тот «естественно-научный» материал, который приводится им в ходе его аргументации. Космологическое доказательство - выведение из конечности и изменяемости мировых стихий и сил бытия Существа неизменного и абсолютного - представлено в аспектах происхождения жизни органической, начал неорганических и бытия космоса в целом. Аргумент в связи с происхождением жизни констатирует, что птица рождается из яйца, а яйцо от птицы и что если предложат видеть «родоначальниками» живых существ стихии (воздух, земля), то можно заметить, что за все время существования мира не было наблюдаемо порождение живого из неживого, как не видно оно и в настоящее время. Аргумент в связи с неорганическими началами 3иновий развивает, переходя последовательно от тезиса (если допустить «самобытность» земли, воды и неба, то их бытие, ввиду их же свойств, необъяснимо) к контртезису (преходящи только «роды» существ, но небо и земля «стоят») и опровержению последнего (неизменность неба мнимая, ибо оно подвержено изменениям, «по небеси же всяко есть и земли движение», но то, что движется и изменяемо, неустойчиво, а что неустойчиво, должно иметь начало своего бытия). Аргумент же от бытия космоса в целом представлен в виде силлогизма, все подверженное изменению, превращению и «страданию» не безначально - небо и земля, вода и воздух, солнце и звезды являются именно таковыми, - следовательно, они должны быть сотворены Богом, «иже безначален, присносущен и жив». Физико-телеологическое доказательство 3иновия строится исходя из «несамобытности» (несамосущности) мировых стихий и стройности миропорядка в целом. Регулирующая, направляющая и разумная сила Творца (и Промыслителя) выявляется из взаимного антагонизма стихий, которые без нее уничтожили бы друг друга. «Потому ни стихии, ни небо, ни звезды не «бесстрастны», а значит, не безначальны и не самосущи и сами по себе порядка не образуют. Но они держатся сотворившей их силой великой и премудростью, которая управляет их в «доброчинии» и гармонии, приводя их, сопротивляющихся друг другу и беспорядочных, в умирение и нерушимый союз» (цит. по: Истины показание. Казань, 1863. С. 68 -69). Доказательство историко-психологическое (антропологическое) обосновывает бытие Божие исходя из факта всеобщей распространенности религии и богопочитания у всех народов, даже самых отсталых. В. К. Шохин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 203-204. Зиновий Отенский (? — до 1572), инок Отенского монастыря в Новгороде, православный мыслитель. О жизни Зиновия Отенского известно лишь то, что в н. 30-х XVI в. он стал иноком новгородского Отенского монастыря. По предположению современных исследователей, в этот монастырь Зиновий был сослан в наказание за то, что был учеником Максима Грека. Довольно долгое время считалось, что Зиновий Отенский является автором двух очень крупных сочинений противоеретического характера: «Истины показание к вопросившим о новом учении» и «Послание многословное к вопросившим на зломудрие Косого». Эта точка зрения еще в прошлом веке поддерживалась П. Ф. Николаевским, Ф. Калугиным. Фрагмент из «Послания многословного» в наши дни был включен в один из томов «Памятников литературы Древней Руси», как принадлежащий Зиновию Отенскому. В то же время, др. исследователи опровергали тот факт, что «Послание многословное» принадлежит перу именно Зиновия. После того как были открыты новые послания новгородского инока и проведен сравнительный текстологический анализ, Л. Е. Морозова, автор единственной на сегодняшний день монографии о творчестве Зиновия Отенского, поставила под серьезное сомнения факт его авторства «Послания многословного». Необходимо также отметить, что единственное издание «Истины показание…» выходило в 1863. Впрочем, даже если иметь в виду, что «Послание многословное» не принадлежит Зиновию Отенскому, тем не менее тех сочинений, авторство которых установлено точно, вполне достаточно для анализа взглядов новгородского инока. Эти произведения показывают, что Зиновий был широко образованным, глубоко начитанным человеком, прекрасно знающим Священное Писание, труды отцов Церкви и др. христианскую литературу. Более того, он обладал самостоятельными взглядами на многие вопросы духовной жизни, отличавшими его от др. религиозных мыслителей. Отличия заключались не в том, что Зиновий Отенский отходил от православных канонов, а в том, что он оригинально и своеобразно аргументировал каноничность православного учения. Само появление противоеретических сочинений Зиновия Отенского было вызвано тем, что в сер. XVI в. возникло и распространилось новое еретическое учение, названное по имени ее основателя ересью Феодосия Косого, проповедовавшего сначала в Московской, а затем в Западной (Литовской) Руси. Ересь Феодосия Косого представляла собой самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали практически все основные христианские догматы, в т. ч., и догмат о Святой Троице, не признавая Христа Богом, единосущным Богу Отцу, и считая Бога единым, а не троичным. Кроме того, они отрицали все книги Ветхого и Нового Заветов, кроме Пятикнижия Моисея. Отвергали они и все обряды и таинства Православной церкви (крещение, причащение и др.), иконопочитание, а также всякую церковную иерархию и богоустановленность светской власти. Зиновий Отенский включился в спор с еретиками уже после того, как Феодосий Косой бежал в Литву, и только потому, что к нему, простому монаху, стали обращаться с вопросами о сути еретических заблуждений. Будучи, судя по всему, очень основательным человеком, новгородский инок воспринял эти вопросы со всей серьезностью. Итогом его размышлений и стали «Истины показание к вопросившим о новом учении», созданные после 1566. Основу этой книги составили 12 бесед с некими «клирошанами». По своим задачам это сочинение схоже с «Просветителем» Иосифа Волоцкого. Раскрывая лживость еретических учений, Зиновий Отенский, так же как и в свое время Иосиф Волоцкий, создал глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной церкви. Правда, Зиновий Отенский, в отличие от Иосифа Волоцкого, не обладал столь же страстной натурой проповедника. Его сочинение в большей степени напоминает научный трактат — настолько оно аргументировано, основательно и подробно. Недаром иногда Зиновия Отенского называют «русским схоластом». Как уже говорилось, главная цель этого сочинения — защита православного вероучения. Однако Зиновий Отенский в отдельных случаях поднимается до изложения и самостоятельной трактовки некоторых важнейших религиозно-философских вопросов, которые до него не занимали большего места в древнерусской религиозно-философской традиции. К числу таких вопросов относится, напр., проблема истины бытия Божия. В главах 5—20 своей книги истину бытия Божия Зиновий Отенский подтверждает следующими соображениями. Первое — мы видим, что все роды животных, птицы, рыбы, звери, скоты и люди, происходят от своих родителей, а те от своих родителей, и т. д. Т. о., через ряд рождений мы постепенно восходим до самых первых родоначальников всех животных и людей. Откуда же эти родоначальники? Из воздуха или из чего-то другого они произойти не могли, ведь со времени сотворения мира прошло уже более 7000 лет и ничего подобного не случалось. Следовательно, все они получили свое бытие и были сотворены от Бога. Второе — душа человеческая по естеству влечется к Богу, ищет Его, старается служить Ему, и все народы земли служат Господу, все веруют и исповедуют, что Бог есть, хотя одни служат Богу истинному, а др. богам ложным (идолопоклонники). Следовательно, Бог есть, и душа так и создана Им, чтобы к Нему стремиться. Третье — небо, звезды, все стихии (земля, вода, воздух, огонь) не самобытны, не безначальны, не вечны, потому что все они подлежат переменам, все имеют движение, которое некогда должно было начаться, а стихии еще и враждебны между собой и действуют одна на др. разрушительно. Следовательно, необходимо признать, что есть Бог, Который всему дал бытие, и содержит стихии в порядке, чтобы они не погубили одна др. и не разрушили мира. Эти 3 доказательства в пользу истины бытия Божия — уникальное явление в истории древнерусской литературы и религиозно-философской мысли. Уже говорилось, что древнерусским книжникам были чужды логические доказательства бытия Божия, столь характерные для римско-католических теологов. В частности, Фома Аквинский еще в XIII в. разработал 5 доказательств бытия Божия, ставших догматической основой всего римско-католического вероучения. Конечно, доказательства Зиновия Отенского не имеют никакого отношения к учению Фомы Аквинского, хотя один из тезисов, последний, напоминает тезис Аквината о движении. Тем более интересна попытка новгородского инока самостоятельно аргументировать важнейшую богословскую проблему. Подробнейшему рассмотрению подвергает Зиновий Отенский и др. проблемы — о Святой Троице, об исповедании и богочеловеческой природе Христа, о воплощении Христа, о почитании Пресвятой Богородицы и святого Креста, об иконопочитании, о церковном Предании, об устройстве мира и человека и др. При определенной склонности Зиновия Отенского к рациональным рассуждениям он все же остается в русле отечественной религиозно-философской традиции. Ведь главным доказательством истинности христианского вероучения он считает многочисленные чудеса, явленные за многие века его существования. Кстати, именно по этой причине он отказывает в истинности учению Феодосия Косого — всякое учение, которое дается людям от Бога, утверждает Зиновий Отенский, непременно свидетельствуется знамениями и чудесами, как было и в Ветхом и в Новом Завете. Учение же Феодосия Косого никакими чудесами не засвидетельствовано. Особый интерес представляет защита Зиновием Отенским исторически сложившихся обычаев Русской православной церкви. Зиновий вообще выступает как жесткий сторонник сохранения всего исторического опыта Русской церкви и противник любых нововведений. Так, опровергая утверждения Феодосия Косого, новгородский инок со ссылками на Священное Писание раскрывает православное учение о почитании святых, их святых мощей и икон, в т. ч. и русских святых. Стоит напомнить, что установление многочисленных культов русских святых вызывало в XVI в. вопросы не только у еретиков, но и у православных мыслителей, воспитанных в Греческой церкви. Так, еще Максим Грек сомневался в святости многих русских святых. Собеседники Зиновия Отенского напомнили иноку об этих сомнениях Максима Грека, учеником которого считался сам Зиновий. Однако он счел возможным не согласиться с Максимом Греком, доказывая неправость его сомнений. Более того, он резко выступил и против нестяжательских убеждений Максима Грека и Вассиана Патрикеева, утверждая, что наличие собственности не мешало русским инокам оставаться внутренне чистыми подвижниками. Он вообще спорит с противниками стяжания, утверждая его пользу. По его мнению, св. чудотворцы Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и все прочие хотя и имели села, но умели угодить Богу и быть великими подвижниками. Они принимали села как милостыню для содержания братии, для поддержания монастырских церквей и келий, но сохранили себя от стяжательности, победили свои страсти и потому были прославлены Богом знамениями и чудесами. Более того, отстаивая самобытность и самостоятельность Русской церкви, Зиновий Отенский считает, что нельзя законы и обычаи греческих монастырей переносить в Россию: «Нельзя бо един обычай единогражданств во вся страны ввести». Трактат Зиновия Отенского «Истины показание к вопросившим о новом учении» стал самым глубоким религиозно-философским и богословским сочинением сер. XVI в. Да и сам Зиновий Отенский являл собой пример оригинально мыслящего, своеобразного древнерусского мыслителя, дававшего себе отчет во всем, о чем он говорил или писал. Он не довольствовался готовыми мыслями и свидетельствами «от Божественных Писаний», как по большей части поступали многие др. его современники, а пытался самостоятельно разобраться в сложнейших теологических и религиозно-философских вопросах. Этот трактат свидетельствует о новом уровне, на который поднялась в XVI столетии русская литературная и религиозно-философская мысль вообще. Перевезенцев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Истины показание к вопросившим о новом учении, Каз., 1863; Послание многословное, М., 1880. Литература:Буланин Д. М. Зиновий Отенский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV- XVI в. Л ., 1988. Ч. 1; Калугин Р., Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церк.-учительные произведения, СПБ, 1894 (в приложениях "Слово инока Зиновия об открытии мощей архиепископа Ионы Новгородского", с. 17-26); Клибанов А. И. и Корецкий В. И., Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину, в сб.: ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Корецкий В. И., Христологические споры в России (середина XVI в.), в сб.: ВИРА, т. 11, М., 1963; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, M., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - перв. пол. XVI вв., М., 1960.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |