Зиммель Георг
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зиммель Георг

1858—1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Георг Зиммель

Зиммель Георг (1858–1918). Немецкий социолог, философ, культуролог. Основоположник формальной школы в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил философский факультет Берлинского университета. В разные периоды жизни испытал влияние идей Э. Кассирера и А. Бергсона. В круг его общения входили также Э. Трельч, С. Георге, П. Эрнст, Р.М. Рильке и др. А. Смолл и Р. Парк много сделали для распространения идей Зиммеля в Америке, а Дж. Хоманс и Л. Козер видели в нем свою предтечу. При жизни получили известность прежде всего социологические идеи Зиммеля, но вскоре и они во многом были забыты. Непроста творческая эволюция Зиммеля. Выделяют, как правило, 3 этапа развития его идей: ранний социологический, который в целом можно охарактеризовать как натуралистический; неокантианский – период философского обоснования его концепции социологии; период философии жизни (в основном философский). Однако представляется возможным и целостный взгляд на его наследие, пронизанное темами формы, жизни и культуры, отмеченное переплетением философского, социологического и культурологического ракурсов в большинстве анализируемых проблем. Культура постоянно “культивирует”, пролагая “путь души к себе самой”. В качестве характеристики современного общества отмечается борьба жизни против принципа формы как такового, т.е. против культуры вообще. Давление форм развитой “современной культуры” отчуждает человека от жизни, и единственным средством регуляции поведения оказывается индивидуальный поиск личностной идентичности и ее выражение в субъективной культуре. Дух, опредметившись, начинает противостоять душе. Противостоять этому можно только через взращивание индивидуальной жизни на основе “индивидуального” нравственного закона. Таким образом, если у К. Маркса человек отчуждается от “родовой сущности”, возврат к которой возможен только через устранение отчуждения, то Зиммель переворачивает отношение: отчуждение создает соответствующего времени человека, способствует его индивидуализации. Общество понимается как совокупность форм, организующих социальную жизнь, и как совокупность складывающихся связей людей. Проблему здесь, по Зиммелю, надо скорее видеть, чем разрешать. Сам ученый в совершенстве владел этим искусством, что дало основание оценить его как непревзойденного “диагноста”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Вернуться на главную страницу Зиммеля

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС