Зернов Николай Михайлович |
|
1898-1980 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Михайлович ЗерновЗернов Николай Михайлович (9 октября 1898, Москва — 25 августа 1980, Оксфорд) — русский историк мысли и культуры; деятель экуменического движения. Сын врача, внук священника. В 1921 году эмигрировал. Окончил богословский факультет Белградского университета (1925), жил в Париже, с 1932 года — в Англии. Доктор философии (1932) и доктор богословия (1966) Оксфордского университета. Секретарь Русского христианского студенческого движения (1925—1932), первый редактор журнала «Вестник РСХД» (1925—1929), секретарь и вице-председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия (1935—1947), созданного по его инициативе для взаимного ознакомления православных и англикан. Профессор Оксфордского университета по истории православной культуры (1947—1966), профессор экуменического богословия ряда университетов США. Особую популярность приобрели его книга «Русское религиозное возрождение 20 века», изданная сначала по-английски (Лондон, 1963), а затем по-русски (Париж, 1974), а также изданная под его редакцией и составленная совместно с женой, братом и сестрой двухтомная хроника семьи Зерновых: «На переломе. Три поколения одной московской семьи» (Париж, 1970) и «За рубежом. Белград, Париж, Оксфорд» (Париж, 1973), в которой через историю одной семьи ярко показана культурная жизнь дореволюционной Москвы и послереволюционной русской эмиграции. А. В. Соболев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 45. Зёрнов Николай Михайлович (9(21). 10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания) - философ, историк, религиозно-общественный деятель. Дед Зёрнова - протоиерей Стефан Зёрнов, сподвижник митрополита Московского Филарета (Дроздова), получил потомственное дворянство. Семья Зёрнова отличалась сплоченностью на почве традиций русской церкви и культуры. Окончив в 1917 г с золотой медалью Поливановскую гимназию, Зёрнов поступил на медицинский ф-т Московского ун-та. С 1921 года - в эмиграции; в 1925 году закончил богословский ф-т Белградского ун-та. Под влиянием экуменических идей Булгакова Зёрнов становится активистом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 но 1932 г. работая секретарем этой организации и до 1929 г. редактором ее печатного органа «Вестник РСХД», сотрудничает с журналом «Путь». С 1934 по 1947 г. Зёрнов был секретарем и вице-президентом Англо-Православного Содружества имени преп. Сергия Радонежского и св. мученика Албания. С 1947 по 1966 г. преподавал в Оксфордском ун-те, где ему были присвоены степени д-ра философии и богословия. Основные направления творческой деятельности Зёрнова - популяризация и изучение (библио- и историографическое) русского религиозного ренессанса начала XX века, а также философия русской истории. Стремясь через ознакомление западного мира с наследием православной культуры и церкви содействовать сближению разделенных христиан Востока и Запада, Зёрнов видит в судьбе России призвание «соединить воедино черты восточной и западной цивилизаций». Опираясь на обширное наследие русской исторической мысли и находясь под определенным влиянием славянофильства, применяет полидцсциплинарный методологический подход, близкий евразийству. Однако, осуждая этатизм и изоляционизм, Зёрнов расходится с евразийцами в выводах; выделив в качестве ключевого парадокса в русском мировоззрении сочетание «универсализма» и «сепаратизма», он считает доминирующим именно универсализм, или «вселенскость». Особую роль Зёрнов отводит религиозному фактору, ставя его в один ряд с природным и историческим: «Православная церковь была наставницей русских, и именно ей они обязаны своими главнейшими особенностями, своими сильными и слабыми сторонами» (The Russians and their Church. Third edition. N. Y., 1994 P. 178). Стремясь объективно оценить драму русской истории, Зёрнов признает в ней как достижения, так и провалы, главный из которых предопределила победа церковно-политической партии «стяжателей» - Иосифа Волоцкого и его последователей. Монополизировав с XVI в. духовную жизнь страны, они способствовали утверждению в России патерналистской автократии, продемонстрировавшей свою историческую несостоятельность. По мнению Зёрнова, в средневековый период главным залогом единства России был не национальный или политический фактор, а прежде всего общность веры и обряда, сложившаяся в результате специфической религиозной «ритуализации жизни», вследствие чего таким потрясением для страны оказался церковный раскол XVII века. Как роковая оценивается роль Петра I, - «гения и маньяка», разрушившего духовное единство нации и подготовившего появление либеральной интеллигенции. Главным же достижением русской культуры Зёрнов считает ее традиционный идеал единства в свободе - соборность, воплотившийся в жизни и деятельности Сергия Радонежского, заложившего основы православной Руси как культурной общности. Выделяя восходящую к нестяжателям линию русской духовности, относя к ней святых и подвижников XVIII—XIX веков, наследие таких мыслителей, как А. С. Хомяков, Достоевский и В. С. Соловьев, опыт церковной жизни в эмиграции, Зёрнов подчеркивал ее роль в раскрытии «подлинного лика православия». Посвятив отдельную работу теме русского мессианизма (Moscow the Third Rome. Г.; N.Y., 1937), Зёрнов предлагает и собственное оригинальное прочтение концепции «Москва - третий Рим», согласно которому это учение отражает 3 стадии в истории церкви, соответствующие 3 ипостасям христианского Бога и 3 мировым столицам. Тем самым конфессиональные различия сводятся к многообразию в единстве, к разным проявлениям универсального религиозного призвания: социально-политическому (Рим), дискурсивно-логическому (Константинополь) и эстетическому (Москва) соответственно. Этому отвечает позиция Зёрнова в экуменическом движении, где он стремился строить взаимообогащающий диалог с иными конфессиями, считая православную модель канонической структуры церкви, основанную на соборном авторитете, оптимальной базой для христианского воссоединения. А. В. Черняев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 201-202. Сочинения: Вселенская церковь и русское православие. Париж. 1952; Russian Emigre Authors. A Biographical index and Bibliography of Their Works on Theology, Religious Philosophy, Church History and Orthodox Culture, 1921 -1972. Boston (Mass.), 1973; Закатные гады Эпилог хроники семьи Зерновых. Париж, 1981; Русское религиозное возрождение XX века. Париж., 1991; Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995. Литература: На переломе. Три поколения одной московской семьи. (Семейная хроника Зерновых 1812-1921) / Под ред. Н. М. Зёрнова. Париж, 1970; За рубежом. Белград - Париж - Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых 1921 - 1972) / Под ред. Н М. и М. В. Зерновых. Париж, 1973; Шмеман A. In memoriam: Н. Зёрнов (1898 -1980)// Вестник РХД. 1980. № 132. С. 306-310; Каллист У. Николай Зёрнов (1898-1980) // Соборность. М., 1998. С. 41-62; Солнцева Н. М. Николай Михайлович Зёрнов // Зёрнов Н. М. Три русских пророка: Хомяков. Достоевский, Соловьев. М., 1995. С. 197-209. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:St. Sergius. Builder of Russia. L., 1939; Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev). L., 1944; Вселенская Церковь и русское православие. Париж, 1952; Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921-1972. Boston, 1973. Вселенская церковь и русское православие. Париж. 1952; Russian Emigre Authors. A Biographical index and Bibliography of Their Works on Theology, Religious Philosophy, Church History and Orthodox Culture, 1921 -1972. Boston (Mass.), 1973; Закатные гады Эпилог хроники семьи Зерновых. Париж, 1981; Русское религиозное возрождение XX века. Париж., 1991; Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995. Литература:Шмеман А. прот. Н. Зернов (1898-1980). - «Вестник РХД». Париж, 1980, № 132. На переломе. Три поколения одной московской семьи. (Семейная хроника Зерновых 1812-1921) / Под ред. Н. М. Зёрнова. Париж, 1970; За рубежом. Белград - Париж - Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых 1921 - 1972) / Под ред. Н М. и М. В. Зерновых. Париж, 1973; Каллист У. Николай Зёрнов (1898-1980) // Соборность. М., 1998. С. 41-62; Солнцева Н. М. Николай Михайлович Зёрнов // Зёрнов Н. М. Три русских пророка: Хомяков. Достоевский, Соловьев. М., 1995. С. 197-209.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |