Юшкевич Семен Соломонович |
|
1868-1927 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юшкевич Семен СоломоновичЮшкевич Семен Соломонович (25.12.1868 [1869 - ?]), Одесса - 12,11.1927, Париж) прозаик, драматург. Из семьи еврея-торговца. Окончил 5 классов гимназии в Одессе, служил в аптеках. В Париже учился на медицинском факультете университета (сдал экзамены в 1902). Печататься начал в «Одесском листке». Литературный дебют Ю, - рассказ «Портной» (1897) - положительно оценил В.Короленко. Известность Ю, принесла автобиографическая повесть «Распад» (М., 1902) - о крушении патриархального уклада жизни местечкового еврейства. Сотрудничая в сборниках «Знание», Ю. зарекомендовал себя как бытописатель жизни в «черте оседлости». В 1903-8 в издательстве «Знание» вышло собрание сочинений Ю. в 5-ти томах, в 1914-18 - полное собрание сочинений (т, 1-15). Наряду с прозой Ю. писал в 1900-6 пьесы: «Чужая», «Голод», «Деньги», «Король». Пьесу «В городе» (1905) поставил В.Мейерхольд, другие постановки успеха не имели, а спектакль Художественного театра «Miserere» (1909) вызвал протесты еврейской общественности. По отзыву К.Чуковского, Ю. - «певец горя человеческого... Он обнаружил большое знание еврейского быта», но в некоторых рассказах «банален... и равнодушен в изображении персонажей». В.Ходосевич также писал о произведениях Ю. раннего периода («Хаимка и Иоська», «Распад», «Кабатчик Гейман», «Невинные», «Евреи» и др.), что «все это в сущности вариации одной главной темы о невероятных человеческих страданиях, темы о людях, замученных нищетой, голодом, побоями, злобой, развратом, непосильным трудом». В пьесе «Мендель Спивак» (1907-18) Ю. впервые обрисовал представителя еврейского пролетариата. После 1907 в прозе и драматургии Ю. появляется еврейская буржуазия, осваиваются сатира и гротеск («Комедия Брака», 1911; «Бес», «Человек воздуха», «Повесть о господине Санькине», 1916). В 1908 издана 1-я часть романа «Леон Дрей», законченного в эмиграции. В 1918-19 Ю. работал редактором в Одессе; в Бессарабском издательстве вышел «Южный альманах» с его произведениями и под его редакцией. В 1920 эмигрировал в Румынию, затем во Францию. В 1921 выезжал в США, но вскоре возвратился в Европу, жил в Германии (Вормс), в окрестностях Парижа. Сотрудничал в журналах «Воля России», «Современные записки», «Звено». В Берлине в 1922 вышел роман Ю. «Леон Дрей»; тираж его был скуплен Союзом христианской молодежи и сожжен, негативное отношение вызвал он и в др. кругах эмиграции, главным образом, из-за одиозности героя - современного аналога Хлестакова. По словам Ходасевича, он - «ничтожество, дрянь, пустышка, выскочка ...пошляк, развязный и наглый враль, ...путем беззастенчивой лжи, безграничного себялюбия... при полном отсутствии нравственных издержек ...со сверхестественной легкостью становится центром, вокруг которого все вращалось... Хам, оценивший свои силы, переступает через все». В Берлине Ю. издал также пьесу «Похождение Леона Дрея». Отпрыском Леона Дрея назвала критика героя юмористического рассказа «Дудька» - мелкого торгаша, который в 1917 кричал «Ура!», «Долой!», а в 1918 стремился «сделать миллион», главным образом, в своем воображении. Книга «Эпизоды» (Берлин, 1923) - зарисовки судеб евреев-дельцов, разбогатевших в годы революции, описание реквизиций, заложничества, грабежей, бегства за границу. В предисловии к одному из изданий (М.-Л., 1926) Л-Авербах писал: «Эта книга о нашем враге и это книга, врагом написанная о находившихся по ту сторону баррикад... У них вместо разума страх, трусливый трепет... Его персонажи кажутся карикатурами». Иначе оценила «Эпизоды» эмигрантская критика. По мнению А.Бахраха, это «в глубокой сути своей книга подлинно трагическая и горькая, лишь написанная в ключе юмора». Среди зарубежных произведений Ю. сборник «Автомобиль и другие рассказы» (1922), «Улица» (1924), «Голубиное царство» (1923), пьесы «Облака. Четыре картины», «Семья», повесть «Вышла из круга» (Париж, 1921). Спектакли по пьесам Ю. ставились в Париже, НьюЙорке, Берлине, Вене. Посмертно были изданы книги «Одинокие» (1929) и сборник рассказов «Семь дней» (1933). Действие их Ю. перенес в русскую среду, отказавшись от гротеска, рассматривая «тему случая» в жизни. Рассказы из книги «Посмертные произведения» (Париж, 1927) получили невысокую оценку Ю.Айхенвальда.М.Осоргин согласился с тем, что Ю. был не «писателем еврейского происхождения», а «русским писателем, писателем русской литературы», вводившим в нее простого еврея - живого человека. В свое творчество, писал Ст.Иванович, Ю. вложил «еврейскую душу, еврейское сердце, еврейские нервы и еврейский ум». По словам П.Милюкова, это было «служение русской литературе», писатель «дал понять и почувствовать жизнь еврейского народа». Материал из кн.: В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г. Электронная версия фрагмента с сайта http://interpretive.ru/ Литература:Зайцев Б.С.С.Юшкевич (1869-1927) // СЗ, 1927, № 31; Памяти С.С.Юшкевича // Звено, 1927, 20 февр. (№ 212); Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. СПб., 1992.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |