Юнгер, Эрнст
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ю >

ссылка на XPOHOC

Юнгер, Эрнст

1895-1998

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эрнст Юнгер

Фото с сайта krugosvet.ru

Юнгер (Junger) Эрнст (1895-1998) - немецкий писатель и мыслитель. По окончании школы принимал участие в Первой мировой войне, удостоен высшей прусской награды - ордена «За заслуги». В 1923-1926 изучал зоологию и философию в Лейпциге и Неаполе. Прервав обучение, выступал как национально-революционный публицист, а в 1930-х гг. как свободный писатель. В 1939 Ю. вновь привлекают на военную службу, в том же году выходит его роман «На мраморных утесах». Во время службы при штабе германского командования в Париже Ю. сближается с участниками покушения на Гитлера. В 1944 освобождается от военной службы. В 1949 Ю. знакомится с М. Хайдеггером, который еще в 1930-е гг. внимательно изучал его работы и испытал их глубокое влияние. С 1950 жил в Вильфингене в Верхней Швабии. В 1995 Ю. в полном здравии отмечал свое столетие.

Не будучи профессиональным философом, Ю. в своих дневниках, романах и эссе постоянно обращается к философским вопросам. Главный предмет его ранних работ может быть обозначен как «диагностика эпохи». Сюда примыкают размышления на темы философии языка и естественных наук, однако наиболее значительным вплоть до позднего периода творчества остается интерес к проблемам философии истории. Творчество Ю. представляет собой важную попытку понять полную катастроф и разрывов историю 20 столетия. В историко-философском плане его следует относить к традиции Ф. Ницше; большое влияние на Ю. оказали также А. Шопенгауэр и О. Шпенглер.

Главной философско-исторической работой Ю. стало большое эссе «Рабочий» (1932). Здесь нашел отражение опыт, пережитый Ю. на войне и не оставлявший его даже в поздний период творчества. Всеподчиняющее «нудительное требование», о котором Ю. размышлял еще в первом своем эссе «Тотальная мобилизация» (1930), здесь связывается с «гештальтом» Рабочего. Под «гештальтом» разумеется принцип, определенным образом организующий жизнь. «Гештальт» Ю. четко отличает от понятия: понятие является для него абстракцией, тогда как «гештальт» - это подлинно действительное. «Гештальт» следует отличать также и от индивидов, на которых он накладывает отпечаток. Поэтому обозначение гештальта таким именем, как Рабочий (der Arbeiter), - чревато недоразумениями. Соответствующая гештальту организация объемлет сферы экономики, социальной жизни и политики; она формирует тот тип человека, от которого сам гештальт получает свое название. Тип Рабочего противопоставляется Буржуа, или Гражданину (Burger) как типу, не способному к господству и организации. Политическую сторону книги составляют утверждения о конце буржуазно-гражданской эпохи. Однако на переднем плане стоит изображение совр. мира как определяемого техникой. Ю. отказывается от привычного для 19-20 вв. взгляда на технику как на средство, которым либо распоряжаются как инструментом культурного развития, либо утрачивают над ним контроль, так что в результате человек ощущает себя перед ним в роли ученика чародея, ждущего чудес от учителя-чародея. Техника для Ю, - это «тот способ, каким «мобилизует» мир гештальт Рабочего»; она есть та форма, которую принимает радикально новый мир. Этому миру нет альтернативы, и поэтому бессмысленно толковать его как прогресс или как упадок. Мир, соответствующий гештальту Рабочего, представляет собой, помимо прочего, мир «планетарный»; ему несоразмерны такие политические формы мысли, как национализм или социализм, ориентирующиеся на особенное нации или класса. Дискуссии, проходящие под националистическим или социалистическим знаком, Ю. оценивает исключительно как преходящие стадии в процессе обустройства тотального мира работы, окончательные формы организации которого остаются пока неясными. Отличительной чертой этого мира является «органическая конструкция», т.е. включенность человека в мир машин.

Эмпирическим фундаментом книги послужили большевистская революция в России и фашистская революция в Италии. Плановая экономика и организация армии суть модели, на которые ориентируется видение тотального мира работы. С другой стороны, особое значение в этом труде Ю. имеет мысль о радикальном переустройстве мира в технике. К этой мысли - оказавшей решающее влияние на М. Хайдеггера периода его «поворота» - Ю. будет возвращаться и в поздний период своего творчества («Заметки к «Рабочему»», 1964).

Тематически к «Рабочему» примыкает эссе «О боли» (1934)- Однако теперь внимание Ю. смещается на техническое обустройство мира как такового. Исходной точкой в понимании такой установки оказывается боль: «Боль принадлежит к числу тех ключей, которыми можно открыть не только самое сокровенное, но в то же время и мир». Боль есть отношение к миру, в котором мир раскрывается как нечто враждебное и угрожающее. Для Ю. боль принадлежит к существу человека. Свободы от боли в строгом смысле не существует; разрыв между человеком и миром не должен восприниматься в красках жестокости, однако он присутствует и «в самом наслаждении безопасностью». Скука, к примеру, также является болью, будучи ничем иным, как «разрешением боли во времени». Боль в своем существе - это отношение человека к миру (Weltverhaltnis), к которому человек, в свою очередь, может вступать в некоторое отношение. Человеку не следует отдаваться боли, «существуют позиции, дающие ему возможность отграничивать себя от тех сфер, где боль повелевает как неограниченный властелин». К этим позициям относятся все формы аскезы и дисциплины, в которых находит свое выражение то обстоятельство, что человек способен дистанцироваться от собственной телесности и превратить тело в объект. Это вновь отсылает к признанию ценностей; ценность есть то, что противопоставляется боли. Под этим углом зрения Ю. и истолковывает установку на техническое опредмечивание жизни: всюду, где существует готовность поставить под технический контроль человеческие достижения (как это имеет место в совр. спорте), можно заключить об утверждении технически обустроенного мира, отсылающего, в конечном счете, к новому, еще невидимому порядку ценностей. В направленном на боль движении совр. аскезы и дисциплины дает о себе знать не что иное, как «негативный отпечаток метафизической структуры».

В эссе 1950-1960-х гг. Ю. обращается к проблематике нигилизма и «переоценки ценностей» (Ф. Ницше). Ставя эти проблемы уже после «катастроф Второй мировой войны», Ю. значительно смещает акценты, хотя его диагноз совр. эпохи как последней фазы нигилизма остается прежним. Феномены технически обустроенного мира уже не прочитываются им как знаки формирования новых ценностей. Напротив, Ю. подчеркивает скорее разрушительный характер совр. тенденций. На заднем плане его размышлений отчетливо выступает опыт Третьего рейха, именно в связи с этим опытом он указывает на совпадение государственной системы порядка с исчезновением морали и нравственности. Тем не менее Ю. продолжает отстаивать мысль, что преодоление нигилизма возможно. Но теперь фундамент оптимизма (противостоящего культурному пессимизму) Ю, усматривает уже не в динамике самого мира, а исключительно в человеческом индивиде. Ю. не ищет более оснований для надежды в гештальте Рабочего - ориентиром ему служит Ф. Достоевский с его учением о целящей силе боли: там, где человек перенесет потерю нравственности совр. Миром, его опыт обернется возможностью нового опыта нравственности. На это указывает и название эссе «Через линию». «Линия», «черта» - это граница между прошлым, находящимся в состоянии исчезновения, и возможным; момент, когда потеря нравственности оборачивается опытом нравственности.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 369-370.

Сочинения: В стальных грозах. СПб., 2000; Гелиополь. М,, 2000; Излучения (февраль 1941 - апрель 1945). СПб., 2002; Рабочий: Господство и гештальт. СПб., 2002; Сердце искателя приключений. М,, 2004; Через линию // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. СПб., 2006; Годы оккупации (апрель 1945-декабрь 1948). СПб., 2007; Научно-аналитическая революция. М., 2009; Samtliche Werke. Bd. 1-18. Stuttgart, 1978-1983.

Литература: Козловски П. Миф о модерне. М,, 2002; Bohrer К.-Н.. Die Asthetikdes Schreckens. Miinchen, 1978; Schwilk H. (Hg.). Ernst Jungers Leben und Werk in Bildern und Texten. Stuttgart, 1988; Muller H.-H., Segeberg H. (Hg.). Ernst Junger im 20. Jahrhundert. Munchen, 1995.


Вернуться на главную страницу Юнгера

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС