Евстратий Никейский |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Евстратий НикейскийЕвстратий Никейский — византийский философ и богослов XI- XII вв., ученик Иоанна Итала. Пользовался покровительством императора Алексея I (1081-1118), которого поддерживал в его столкновении с митрополитом Львом Халкидонским. Около 1116 г. Евстратий получил должность «вселенского учителя» и стал митрополитом Никейским. Вместе с греческим богословом Иоанном Фурном Евстратий участвовал в диспуте о филиокве с миланским архиепископом Петром Гроссолано, прибывшим в Константинополь в 1112 г., отстаивая монархический принцип в противоположность латинскому «двоебожию». В 1114 г. Евстратий Никейский полемизировал в Филиппополе с армянами-монофизитами. В богословской полемике он, как правило, пренебрегал ссылками на отцов Церкви и авторитет Библии. Евстратий Никейский составил комментарии к трудам Аристотеля и провозглашал важность логики для богословия. Он писал, что даже Христос выдвигал свои аргументы с помощью аристотелевских силлогизмов. Евстратий подчеркивал ограниченность искусства, считая, что художник не может воспроизвести сущность, но лишь внешний вид человека и животных; ангелы же, по его мнению, могут изображаться только символически. В 1117 г. церковный Собор объявил его учение ересью. Хотя император Алексей I и константинопольский патриарх Иоанн IX Агапит (1111-1134) пытались спасти Евстратия, он был осужден и вынужден был отречься от своих взглядов, несмотря на свои заявления в ходе собора о том, что обвинение основано на украденных у него незаконченных черновиках. После смерти Евстратий был оправдан, его сочинения цитировали как авторитетный источник на церковном Соборе 1157 г. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 320-321.
Евстратий Никейский (Ευστράτιος Νικαίος) (ок. 1050 — после апреля 1117) — византийский церковный деятель, митрополит, полемист, комментатор античных философов. Впервые упоминается в источниках в связи с делом своего учителя Иоанна Итала, когда Евстратий едва избежал обвинения в ереси. Однако вскоре стал митрополитом Никеи. Был одним из семи богословов, полемизировавших с миланским архиепископом Пьетро Гроссолано (1112) по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque); в полемических трактатах против латинян Логос (Сын Божий) и Св. Дух представлялись Евстратием как две руки Бога-Отца. Дважды (1087 и 1114) участвовал в антимонофиситской полемике. Был «вселенским дидаскалом» (ок. 1115/16). Обвинения в ереси (соборное постановление 27 апреля 1117) были вызваны акцентированием Евстратием человеческой природы Христа; был реабилитирован и в 1157 причислен к высшим церковным авторитетам. Автор комментариев к частям «Второй Аналитики» и «Никоаховой этики» Аристотеля. В определении бытия соединял номинализм с неоплатоновским учением об эманации. В богословии отдавал предпочтение смыслу (текста) перед свидетельствами традиции. В этических комментариях защищал платоновское учение против аристотелевской критики. M. В. Бибиков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 13.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:GAG, t. 20, p. 1-222, 256-406; Mercken H. P. F. The Greek Commentaries on the Nicomachean Ethics of Aristotle, vol. 1. L., 1973. Литература:Joannou P. Definition des Seins bei Eustratios von Nikaia. — «Byzantinische Zeitschrifl», 1954, 47, S. 358-368; Idem. Eustrate de Nicee.- «Revue des Etudes Byzantines», 1952 (1953), 10.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |