Ермолова Мария Николаевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Е >

ссылка на XPOHOC

Ермолова Мария Николаевна

1853-1928

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мария Николаевна Ермолова

Ермолова

Ермолова Мария Николаевна (3/15.07.1853-12.03.1928), великая русская трагическая актриса. Играла в Малом театре. Выступая в пьесах героического и романтического репертуара (Лауренсия — “Овечий источник” Лопе де Вега, Жанна д'Арк — “Орлеанская дева” Ф. Шиллера и др.), воодушевляла зрителей жаждой справедливости, жертвенности и пламенным протестом против угнетения и насилия. К лучшим работам Ермоловой принадлежат роли в пьесах А. Н. Островского: Негиной (“Таланты и поклонники”), Тугиной (“Последняя жертва”), Кручининой (“Без вины виноватые”). Ее именем назван один из московских театров.

Русское небо


ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853—1928) — российская и советская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924).

С 1871 г. служила в Малом театре, стала крупнейшей трагедийной актрисой. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера), Негиной («Таланты и поклонники») и Кручининой («Без вины виноватые») в драмах А. Н. Островского.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 179.


Ермолова Мария Николаевна (1853, Москва - 1928, там же) - актриса. Род. в семье суфлера Малого театра. С этим театром были связаны самые счастливые воспоминания ее детства. Научившись грамоте, Е. перечитала всю театральную библиотеку отца, мечтала стать актрисой. В 1862 Е. была зачислена "казенное воспитанницей" в Моск. театральное уч-ще на балетное отделение, но никакие танцевальных способностей у нее не оказалось; первое появление на сцене в 1866 в водевиле было неудачным, что нисколько не охладило дебютантку. Отец просил знаменитого актера Самарина позаниматься с дочерью, но тот, послушав Е., заявил: "Никогда актрисой стать не сможет". Тем не менее все свободное время. Е. с подругами занималась драматическим искусством. В 1870 из-за болезни исполнительницы главной роли выпустили на сцену Е., почти не надеясь на успех. Она записала в дневнике: "Сбылось то, о чем я пять дней тому назад несмела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз". Но и после этого успеха дирекция не признала в ней драматическую актрису и продолжала использовать в водевилях. В 1871 Е. официально зачислили в труппу Малого театра, где она создала галерею образов, получивших название "ермоловских женщин". В 1907 Е. ушла из театра в знак протеста против антихудожественного репертуара и бюрократического режима театральных чиновников. Жена богатого помещика, адвоката Шубинского, Е. не была счастлива в семейной жизни, и театр для нее оставался всем. Через год, по просьбе нового руководителя Малого театра А.П. Ленского, она вернулась. Октябрь 1917 не прервал артистической деятельности Е., не пришлось ей страдать и от бытовых лишений. В 1920 сов. общественность торжественно отметила 50-летие ее сценической деятельности. На юбилейном спектакле присутствовал В. И. Ленин. Она первая в стране получила звание народной артистки Республики. Моск. совет предоставил ей в пожизненное владение особняк на Тверском бульваре и ее покой никем не нарушался. Е. оставила сцену в 1922. К.С. Станиславский писал: "Мария Николаевна Ермолова - это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это - символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности". Такой и запечатлел Е. в 1905 художник В.А. Серов.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литература:

Щепкина-Куперник Т.Л. Ермолова. М., 1983.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС