Якушкин Иван Дмитриевич |
|
1793-1857 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Дмитриевич Якушкин
И.Д. Якушкин. Портрет прислал Якушкин Иван Дмитриевич (29.12(9.01). 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. - 11(23).08.1857, Москва) - философ-материалист, участник движения декабристов. Учился на словесном факультете Московского университета, прослушал полный курс лекций по философии профессора Буле, проштудировал его 6-томную «Историю новой философии». В 1811 году вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812 года Близкий друг Чаадаева. Вступил в «Союз спасения» вместе с С. Трубецким и братьями Муравьевыми. После восстания декабристов был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой в Сибири. В 1835 году отправлен на поселение в Ялуторовск. По амнистии освободился в 1856 году, возвратился в Москву. В ссылке занимался научной и просветительской деятельностью, организовывал школы для местных детей. «Записки» Якушкина, трактат «Что такое человек?» и письма к разным лицам, в т. ч. Чаадаеву, свидетельствуют об изучении им сочинений Декарта, Локка, Канта, французских материалистов XVIII века и др. Трактат «Что такое человек?» написан Якушкиным в ссылке, его содержание обсуждалось в переписке с Чаадаевым. Впервые трактат опубликован в журнале «Вопросы философии» (1949. № 3). Впоследствии в книге «Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина» (М., 1951) появилось название «Что такое жизнь?», которое воспроизводилось в последующих изданиях сочинений Якушкина и в исследовательской литературе. Однако аутентичным авторским названием следует считать «Что такое человек?». Трактат содержит обширный естественнонаучный материал, опираясь на который Якушкин стремился разрешить широкий круг философских проблем о человеке, жизни, сознании и познавательной деятельности. Здесь выдвигается круг вопросов, близких к поставленным в сочинении Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии». Однако, в отличие от первого, Якушкин отвергал понятие о бессмертии души как «преданье старины глубокой». Размышления Якушкина близки идеям ранних работ Герцена. Его одинаково не удовлетворяют ни противопоставления человека природе, ни взгляд на человека, низводящий его до уровня животных. В связи с этим он обращается к истории философии, Декарту, Локку, Канту. Вся природа в своей основе, с его точки зрения, состоит из бесчисленного множества единиц, «особый способ и порядок» которых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности, и качественное разнообразие. Позиция Якушкина своеобразна и не совпадает с традиционной материалистической атомистикой. В определенном смысле она терминологически близка к Лейбницу и его монадологии (от греч. monas - единица). По Якушкину, например, в качестве единицы может пониматься и выступать человеческое «я». Я. ссылается также на пифагореизм (понимание единицы как «математической точки в спокойствии»). Однако «единицы в спокойствии» - это лишь воображаемый образ, т. к. единицы «доступны нашему понятию» только в движении как предметы и вещи (например, кристаллы, растения или животные). Как «движущиеся единицы» и человек, и петух, и устрица, и гриб подчиняются одному и тому же закону. Но при всей общности с миром животных человек существенно выделяется «силой мышления». Из-за своей слабой физической природы человек бессилен как обособленная единица, поэтому, выступая как животное мыслящее, он является по необходимости и животным общественным. Человек может жить и действовать лишь в обществе, воспринимая от него все завоевания человечества и возвращая ему все приобретенные знания и навыки обогащенными и усиленными личной деятельностью. Процесс познания, по Якушкину, начинается с чувственного восприятия, на основе которого возникают понятия и теоретические обобщения. Однако далеко не все наши понятия, считал Якушкин, приобретаются только из внешних впечатлений, как полагал Локк. С другой стороны, и точка зрения рационалиста Декарта одностороння, в его лице разум «вздернул нос, как отпущенник-холоп». Кант доказал, что «чистый разум - большой хвастун и часто берется не за свое дело, которое ему не под силу». Своеобразно истолковывая Канта, Якушкин заключает, что особая задача человека в том, чтобы не претендовать на роль «альфы и омеги мироздания», но сознавать себя лишь как звено в «бесконечной цени творений», природных существ, определят), их отношение к нему и его отношение к ним. Это и является, по Якушкину, процессом самопознания человека, ответом на вопрос: «Что такое человек?» Е. В. Горбачева Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 819-820. Сочинения: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951; Избр. социально-эолитические и филос. произв. декабристов. М., 1951. Т. 1. Литература: Кулаков Г. Философские взгляды декабриста И. Д. Якушкина // Науч. зап. Днепропетровского гос. ун-та 1951. Г. 40, вып. 1; Декабристы и русская культура. Л., 1975; Поляков Л. В Русский неокантианец (Кант и И. Д. Якушкин - к вопросу о формах влияния в истории философии ) // Кантовский сборник Вып. 7. Калининград, 1982; Лебедев А. А. Честь: духовная судьба и жизненная участь И. Д. Якушкина. М., 1989. Вернуться на главную страницу Якушкина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |