Георгий Богданович Якулов (1884-1928). Едва
ли кто-нибудь из посетителей Третьяковской
галереи прошел, не останавливаясь, мимо портрета
Г. Б. Якулова кисти П. П. Кончаловского. Этот
портрет равно привлекает внимание
оригинальностью, даже экстравагантностью облика
изображаемого и смелым своеобразием
художественных приемов портретиста. Собственно,
предмет и его интерпретация— художник и его
«герой» в этом произведении, программном для
русского искусства начала XX века, нерасторжимы. Личность, биография, даже внешний рисунок поведения, весь облик, включая костюм, рассматривались в это время как проявление творческой сути художника. Эту позицию разделяли и культивировали и Кончаловский, и Якулов. Потому этот портрет можно рассматривать не только как явление изобразительного искусства, но и как факт, относящийся к социологии и психологии творчества. Все, кто соприкасался с Якуловым в жизни, попадали под обаяние его артистизма и неизменно восторженно отзывались о щедрой одаренности, неистощимой изобретательности, кипучей энергии. Он вошел в художественную жизнь своей эпохи не только своими созданиями, но и своей личностью, стилем поведения, как бы продолжавшим, дополнявшим его творчество. Георгий Богданович Якулов родился в 1884 году в культурной армянской семье в Тифлисе, где проходит его детство. С 1893 года Якуловы—в Москве. Будущий художник шесть лет провел в Лазаревском институте, дававшем своим питомцам кроме специальных знаний—восточных языков— основательное и широкое общее образование. Увлечение, вернее, одержимость рисованием приводит его в художественную школу К. Юона, а затем, осенью 1901 года, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он пробыл недолго, не умея согласовать непрерывную «запойную» работу, диктующуюся внутренней потребностью, с методикой учебных заданий, системой школьных требований. В 1903 году он был призван в армию, служил на Кавказе, продолжая занятия живописью. С началом русско-японской войны его отправляют на Дальний Восток. В Маньчжурии он был ранен и вернулся в Москву. С 1906 года его произведения начинают появляться на выставках. Успех был завоеван быстро и оказался прочным. Формирование индивидуальности художника счастливо совпадало с тенденциями современного искусства. Склонность к романтической фантастике, тяга к экзотике, декоративное чувство цвета для Якулова были врожденными и органически вливались в стилистику русской живописи начала XX века. «Прививка» восточного искусства к древу европейской живописи, во многом определившая ход развития и западного, и русского искусства на рубеже веков, была для Якулова органичным, как бы само собой разумеющимся, хотя и осознанным процессом—искусство Востока, в частности персидскую миниатюру, он воспринимал как свое наследие. И восточную экзотику он также воспринимал изнутри, что помогало ему избегнуть поверхностной стилизации. Многое роднило Якулова с художниками «Голубой розы», особенно с Н. Сапуновым и С. Судейкиным. Не случайно он выступал вместе с ними в 1908 году на выставке «Венок» и на ретроспективе 1925 года «Мастера «Голубой розы», хотя официально не входил ни в одно из многочисленных художественных объединений тех лет. Композиционное мастерство, изощренная игра цветовых силуэтов, сочетание линейной каллиграфии с полнозвучной эмалевой насыщенностью живописного пятна демонстрирует художник в композициях «Скачки» (1905), «Любители прогулок» (1909), «Улица» (1909)—этот мотив нашел отражение в нескольких вариантах. Пряная острота и декоративность колорита, подчеркнутая фрагментарность и вместе с тем сознательная «принужденность», орнаментальность в расположении групп обнаруживают в этом цикле произведений черты стиля модерн, но именно это и позволяет художнику с такой остротой передать терпкий дух жизни современного города, искусственный, причудливый, почти призрачный. Умение соединить сложные планы в живописное единство, характер пространственного мышления, богатство фантазии и умение облечь ее в конструктивные формы, отличающие станковую живопись Якулова, особенно ярко развернулись в его театрально-декорационных работах. Первые опыты в этом жанре—оформление благотворительных вечеров и базаров. В 1916 году он начал работать над интерьером артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту (ныне Дом художника). Открытие его состоялось уже после революции, в январе 1918 года. Якулов, которому принадлежал основной замысел, работал вместе с другими художниками (В. Татлиным, А. Осмеркиным). В кафе, вскоре получившем новое название «Красный петух», проводились диспуты и дискуссии, ставились спектакли, здесь читали стихи Блок, Маяковский, Есенин. Захваченный романтикой революционной эпохи, ее пафосом, Якулов задумал «Питтореск» как «Мировой вокзал искусства», барабан которого будет возвещать «приказы по армии мастерам новой эпохи». Новаторским было и пластическое решение—наряду с живописными панно, витражом использовались объемные элементы. Динамичность внутреннего пространства создавалась неотъемлемой от декорации системой меняющегося, подвижного освещения. «Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении»,—вспоминает один из современников. Эти новаторские открытия и завоевания Якулов вынес и на сцену театра. Первым его спектаклем стала пьеса Клоделя «Обмен» (1918, Камерный театр), но по-настоящему и во всем блеске раскрылся Якулов-декоратор в «Принцессе Брамбилле», спектакле-арлекинаде, поставленном по Гофману А. Таировым в Камерном театре в 1920 году. Лестницы, колонны, подвесные площадки и переходы, составляющие архитектонику сцены, давали ощущение легкости, динамичности, подчеркивали импровизационную свободу и изящество актерской игры. Мерцающую призрачность, романтическую зыбкость, фантасмагоричность сцене придавали использовавшиеся художником цветные фильтры, менявшие освещение, подкладки золотой и серебряной фольги под верхний красочный слой декорации. Оформляя оперетту «Жирофле-Жирофля», поставленную в том же театре, художник прибегает к элементам цирковой установки, обнажая конструкцию. В своей изобретательности Якулов был неистощим и, никогда не повторяясь, поражал каждый раз убедительностью и яркостью решения. Монументальностью, эпичностью отличается в его оформлении спектакль «Царь Эдип» Софокла (Государственный показательный театр, 1921). Сплавом исторической достоверности и истинной театральности отмечен его «Гамлет» (Театр РСФСР Первый, 1920). В 1927 году по заказу С. Дягилева Якулов осуществил постановку балета С. Прокофьева «Стальной скок» в Париже. Этот спектакль должен был явить Европе образец революционного искусства современной России. В середине 20-х годов Якулова захватила работа над проектом памятника 26-ти бакинским комиссарам для Баку. Это должно было быть сложное архитектурное сооружение— башня со специальным залом для митингов. В проекте художник стремился воплотить мечту о синтезе искусств в монументальном сооружении большой общественной значимости. В последние годы жизни Якулов все более активно включается в культурную жизнь Армении: работает в театрах Еревана, пишет цикл пейзажей Дилижана. Не случайно сейчас в Ереванской картинной галерее хранится самая большая и полная коллекция его произведений. Литература:Е. Костина. Георгий Якулов. М„ 1979 Использованы материалы статьи Н.Аласкина в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984. |