Макс Вебер |
|
1864-1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Макс Вебер
Вебер (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, философ и историк. Взгляды Вебера сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии — в конструировании некоторых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так, античность, феодализм, капитализм для Вебера не объективно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности. Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому (см. Харизма) способам организации общественных отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по Веберу, являются: в экономике — изобретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей развитие капиталистические организации производства; в политике — утверждение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации; в этике — честность отношений, в особенности между кредитором и должником; в музыке — распространение европейской нотной системы и соответствующего ей тонического лада. Центральная проблема Вебера — анализ связи хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—1905, рус. пер. 1928) Вебер пытался обосновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории хозяйства» (рус. пер. 1923) Вебер полнее прослеживает влияние экономических факторов на возникновение капитализма. Основную черту капитализма Вебер усматривает в наличии paционально организованного предприятия. Он оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. В то же время «это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда данными и неизменными» («Die Protestantische Ethik», Münch.— Harab., 1965, S. 45). В целом его концепция происхождения и сущности капитализма направлена против марксовой теории первонач. накопления и учения о прибавочной стоимости. Уделяя значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта, Вебер противопоставил марксизму свою концепцию, в которой подчёркивал многомерность классовых различий и положений. Отношение к власти, различия в статусе и престиже отдельных группировок, разделение людей по религиозным и идеологическим признакам Вебер считал столь же важными, как и различия, вытекающие из отношений собственности. В политической социологии Вебер уделял большое внимание анализу конфликтов интересов различных группировок правящего класса: статусных и престижных групп. Главный конфликт политической жизни современного государства усматривал в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством. Вебер отрицал возможность победы социалистических общественных отношений, выдвигал против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение Вебера о том, что будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется буржуазными социологами в антикоммунистической пропаганде. В современной западной литературе о Вебере можно выделить две гл. тенденции. Первая (Т. Парсонс и др.) заключается в попытке доказать, что Вебер опроверг материалистическое понимание истории и доказал приоритет этическими и религиозными факторов в мировой истории. Вторая концепция исходит из возможности дополнить марксизм веберианством. В современной литературе показана несостоятельность обеих этих тенденций. А. Г. Здравомыслов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub., 1920—21; Grundrisa der Sozialökonomik, Tüb., 1921; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tiib., 1924; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftsichre, Tüb., 1951; The religion of China. Confucianism and Taoism, Glencoe, 1951; The religion of India. The sociology of Hunduism and Buddhism, Glencoe, I960; Soziologie.—Weltgeschichtliche Analysen.—Politik, Stuttg., 1956; Wirtschaft und Gesellschaft, Köln —B., 1964; Staatssoziologie, B., 1966; Economy and society, Berk., 1978; в рус. пер.— Социальные причины падения античной культуры М. В., «Научное слово», 1904, кн. 7; Агр. история древнего мира, М., 1923; Город, П., 1923; Хозяйств. этика мировых религий, Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 25, 26, 30. Литература: Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979; Здрав омы с-л о в А. Г., М. В. и его «преодоление» марксизма, «Социологич. исследования», 1976, № 4; е г о ж е, Социология М. В. и совр. идеологич. борьба, в сб.: Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Мах Weber, Werk und Person, Tüb., 1964; Kozyr-Kowalski S., Max Weber a Karol Marks, Warsz., 19C7; Parsons Т., The structure of social action, v. 2, N. Y.— L., 1968; G i d d e n s Α., Politics and sociology in the thought of Max Weber, L., 1972; Lewis J., Max Weher and value-free sociology, L., 1975; Bendix R., Max Weber. An intellectual portrait, Berk., 1977. Вернуться на главную страницу М. Вебера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |