Вырубов Григорий Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вырубов Григорий Николаевич

1843-1913

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Григорий Николаевич Вырубов

Вырубов Григорий Николаевич родился в 1843 г. В 1864 г. выехал во Францию. С 1867 г. вместе с профессором Литтре (автором известного словаря Литтре) издавал журнал «Положительная философия». В 1870—1871 гг. принимал участие в обороне Парижа от германских войск. Был награжден орденом Почетного Легиона. В качестве представителя Красного Креста участвовал в Русско-турецкой войне, был награжден крестом Св. Владимира. Занимался научной работой в области физики и химии. С 1903 г. возглавлял кафедру истории науки в Colleqe de France — учебном заведении для преподавателей университета. Автор многих научных работ и мемуаров. Скончался в 1913 г. во Франции.

Использованы материалы книги А.Окорокова Русские добровольцы. М., 2007. 


Вырубов Григорий Николаевич [31 октября (12 ноября) 1843, Москва — 30 ноября 1913, Париж] — русско-французский философ, социолог, естествоиспытатель. Учился в лицее Бонапарта в Париже (1855—57), окончил Александровский лицей (1862); с 1862 обучался на естественном отделении математического факультета Московского университета, где в 1864 получил степень кандидата естественных наук. С 1865 жил главным образом во Франции. В 1867—83 соредактор (совместно с М.-П.-Э. Литтре) журнала «La Philosophie positive», в котором опубликованы его основные сочинения. В 1886 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию; с 1891 президент Парижского минералогического общества; после 1903 занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс.

Познакомившись в Александровском лицее с позитивной философией О. Конта и проникшись недоверием ко всякой метафизике, Вырубов становится убежденным сторонником позитивизма контовского толка, который он считал единственной полностью завершенной научной системой философии; ученики Конта должны лишь приложить ее общие принципы к частным сферам. Позитивная концепция мира существует для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания; теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира; это — не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, которая в свою очередь есть часть биологии. Позитивная наука понимается как единственный путь к познанию человека: антропология, будучи частью биологии, изучает человека как животное; человека же в его социальных функциях изучают история и социология.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 469.


Вырубов Григорий Николаевич (31.10 (12.11). 1843, Москва -30.11.1913, Париж) - публицист, философ, социолог, естествоиспытатель. Окончил Александровский лицей, в дальнейшем слушал лекции на медицинском и естественном факультетах Московского университета; с 1864 года - кандидат естественных наук, с 1865 года - магистр. С середины 60-х годов жил главным образом за границей, но продолжал сотрудничество с русскими печатными органами: с 1867 по 1883 годы  - соредактор французского позитивиста Э. Литтре в журн. «La philosophic positive» («Позитивная философия»), где опубликованы его основные философские работы; с 80-х годов занимался преимущественно естественными науками; в 1886 году защитил в Сорбонне докторскую диссертацию; в 1891 году стал президентом Парижского минералогического общества; после 1903 года занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс. В своих социально-политических взглядах Вырубов ориентировался на эволюционные изменения в обществе, зависящие от действия непреложных законов исторического развития и от популяризации «положительных» научных знаний. При этом Россия, по его мнению, составляла исключение: применительно к ней Вырубов рассматривал (в духе контовского учения о трех стадиях) наступление революционных идей как симптом ее прогрессивного движения, а «отрицательный фазис» ее развития, естественное следствие прошедшего «теологического» этапа, как и подготовку к ее социальному будущему (вхождение в систему, принятую западноевропейскими народами). Материальное благосостояние и нравственное здоровье масс Вырубов мыслил как цель, которую преследует позитивизм, и на этом пути усматривал возможность примирения позитивизма с социализмом, хотя не признавал методов, используемых социалистами. Позитивизм контовского толка, доказывал Вырубов, единственная полностью завершенная система философии; опираясь на методы, выработанные науками, только она может привести к истине, поэтому необходимо приложить ее общие принципы к частным сферам, главным образом к психологии и социологии. «Позитивная» концепция мира, по Вырубову, существует лишь для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания. Теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира: это - не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, которая, в свою очередь, есть часть биологии. «Позитивная наука», по Вырубову, - единственный путь к познанию человека; антропология, будучи отраслью биологии, должна изучать человека как животное; человека в его социальных функциях изучает история и социология. Исходя из этих позиций, он оценивал материализм как доктрину поверхностную, неглубокую, произвольную, метафизическую. «Метафизиками» считал Вырубов и немецких идеалистов Канта и Гегеля, причем Кант является, с его точки зрения, «самым позитивным из метафизиков»; несмотря на претензии на научность, немецкое неокантианство, полагал Вырубов, находится вне позитивизма. Резко критиковал он современные ему пессимистические доктрины, особенно учение Шопенгауэра, которое он квалифицировал как «новейший буддизм», и «туманное и даже фантастическое» учение Э. Гартмана, возрождавшего, по его оценке, «бредни Шопенгауэра».

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 120.

Сочинения: Предисловие к кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865; La philosophic materialistc et la philosophie positive // Philosophic positive, 1879. Т. XXII. P. 23—49; La sociologie et sa methode // Ibidem. 1881. Т. XXVI. P. 5-25; Les modenies theories du neant: Schopenhauer. Leopardi, Hartmann // Ibidem. P. 161-186.

Литература: Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов М Соч. М., 1939. Т. 9. С. 81-97.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Позитивизм в России, предисловие к кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865;

La philosophic materialistc et la philosophie positive // Philosophic positive, 1879. Т. XXII. P. 23—49;

La sociologie et sa methode // Ibidem. 1881. Т. XXVI. P. 5-25;

Le certain et le probable, l'absolu et le relatif. — «Philosophie positive», 1867, t. 1, N 2;

La conception metaphysique d'une vie universelle. — Ibid., 1881, t. 28, p. 416-31;

Les modernes theories du neant: Schopenhauer, Leopardi, Hartman. — Ibid., 1881, t. 26, p. 161-86.

Литература:

Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов. — Соч., т. 9. М., 1939, с. 81-97;

Walicki A. Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od oswieceniado marksizmu. Warsz., 1973, S. 511-14.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС