Введенский Александр Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Введенский Александр Иванович

1904-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Иванович Введенский

Введенский Александр Иванович (1904/1941) — российский поэт, философ, член объединения ОБЭРИУ, проповедовавшего поэтический примитивизм и абсурдизм, основанный на утверждении Хармса о том, что интересными могут считаться только бессмысленные явления. Перу Введенского принадлежат: поэма-манифест «Звезда бессмыслицы», драма абсурда «Елка у Ивановых». Однако в основном Введенский известен российскому читателю в качестве детского поэта.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 46.


Введенский Александр Иванович (1904 - 1941), поэт.

Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых.

По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции "Красный Октябрь". Однако все интересы Введенского - в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике "Необычайные свидания друзей" со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках "Собрание стихотворений", в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить "все левые силы", и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием "ОБЭРИУ" (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: "Искусство - это не шкал", "Мы не пироги" и др.). Они провозглашали себя "творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов". Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале "Еж" и "Чиж".

К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими "заумными стихами". Введенского обвиняли во "вредительстве в области детской литературы". 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 - 34 написаны лучшие стихи Введенского - "Мне жалко, что я не зверь", "Приглашение меня подумать", "Четыре описания" и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу "Елка у Ивановых". Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения - пьесы "Потец", "Где. Когда".

В 1941 немцы приближались к Харькову, и семья должна была эвакуироваться. Поезд был переполнен, поэтому было решено остаться и ждать следующего, который должен был идти через несколько дней. Однако дальше эвакуации не было. Через два дня

Введенский был арестован, обвинен по "контрреволюционной" статье 54 - 10. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Введенский Александр Иванович (23.11[6.12].1904—20.12.1941), поэт, член ОБЭРИУ («Объединения реального искусства»). Родился в Петербурге. Отец, служивший экономистом в Поземельном банке, нарек сына в честь вел. кн. Александра Невского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Стихи начал писать рано. Посылал их А. Блоку, которому они не понравились. В сравнении с будущими соратниками по ОБЭРИУ Введенский раньше других взял за основной творческий принцип открытую борьбу со здравым смыслом, считая, что в условиях большевизма именно формальная логика отделяет человека от познания реальной сущности мироздания и жизни. Первые (и единственные при жизни) опубликованные стихи Введенского демонстрировали его полное неприятие сложившегося миропорядка. В «Начале поэмы», как и во фрагменте из драматической поэмы «Минин и Пожарский» («Но вопли трудных англичан…», 1927), начисто нарушена привычная логика и во временном, и в пространственном, и в причинно-следственном плане (финал первой публикации: «На гуслях смерть играет в рясе / она пропахшему подружка / чу сухопарые костры / свиная тихая Колхида, / горели мясом. Рысь женилась»). «Сомнительность, неукладываемость в наши логические рамки есть в самой жизни, — скажет потом Введенский. — И мне непонятно, как могли возникнуть фантастические, имеющие точные законы миры, совсем не похожие на настоящую жизнь. Например, заседание».

Введенский ощущал основу своего творчества трагической. Он утверждал, что основными темами для него являются Бог, время, смерть. Считал, что не только разум человеческий, претендующий на постижение и устроение мира, но и само время — величины мнимые, фикция. В «Серой тетради» он записал: «Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном, его понимании… Тем не менее <…> можно попробовать и написать если и не о времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в смерть и в широкое непонимание… Горе нам, задумавшимся о времени». В стихах эту мысль Введенский выразил так: «Горит бессмыслицы звезда, / она одна без дна» («Кругом, возможно, Бог», 1931).

Эсхатологические настроения усилились у Введенского после его ссылки в Курск в связи со сфабрикованным ОГПУ делом, в частности о «вредительстве в области детской литературы» посредством использования «заумных стихов».

После освобождения и возвращения в Ленинград у Введенского начинается творческий подъем, и трагический пафос его стихов крепнет. Еще в декларации ОБЭРИУ творческий метод Введенского обрисовывался следующим образом: «А. Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет». В 30-е произошло обратное: «бессмыслица» стала у Введенского содержанием произведений, адекватным современной жизни, а словесное «разбрасывание на куски» сменилось стройной формой медитативного монолога или диалогического интеллектуального действия при сохранении принципа алогизма. Таковы лучшие из сохранившихся произведений Введенского (их — ничтожная часть от созданного: будучи человеком бездомным, поэт свои создания не хранил). Это — «Приглашение меня подумать» (1931—34?), «Мне жалко, что я не зверь» (1934), где звучит тоска по невозможности бытия индивидуума во всем многообразии мира. Это «Потец» — жуткая драма о всемогуществе смерти и упорстве человеческого сознания (1936 или 1937). Это драма для чтения «Елка у Ивановых» (1938), где полностью торжествует абсурд при разумности всех реплик персонажей. Наконец, это «Элегия» (1940), которую восторженно читала А. Ахматова накануне войны, — величественное примирение со смертью («На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный»). И вслед за ней — «Где. Когда» (1941) — окончательное прощание с миром во всей его метафизической необъятности.

Введенский осознавал свою несовместимость с большевистским режимом. В 1936 он переезжает в Харьков, но это его не спасет. 27 сент. 1941 он был подвергнут аресту и, по противоречивым свидетельствам попутчиков, погиб в ходе следования на Казань.

Реабилитации Введенского помог С. Михалков, который познакомился с ним в 30-е и чей знаменитый «Дядя Степа» возник не без влияния стихов Введенского.

Г. Ф.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Введенский Александр Иванович [23.11(6.12).1904, Петербург — 20.12.1941]  — поэт.  Отец, служивший экономистом в Поземельном банке, нарек сына в честь великого князя Александра Невского. Мать (дворянка, урожденная Поволоцкая) была известным врачом-гинекологом.

Введенский окончил в 1921 10-ю трудовую школу, одну из лучших тогда в Петрограде (до революции — частная гимназия Л.Д.Лентовской). Причем экзамен по русской литературе не сдал. Поступил в университет на юридический факультет, перешел на китайское отделение. Вскоре обучение оставил и работал письмоводителем, затем на электростанции «Красный Октябрь» (1921-22). В анкете при вступлении в Союз поэтов (1924) на вопрос: «На какие средства живете?» — ответил: «На средства родителей» (РО ИРЛИ).

Известно, что в 1917 Введенский уже писал стихи.

В январе 1921 он вместе с литературными опытами товарищей по школе (В.Алексеев, Л.Липавский) послал их А.Блоку. Тот пометил на их письме: «Ничто не нравится. Интереснее Алексеев» (Цит. по: Полное собрание произведений. Т.2. С.227). Первое упоминание имени Введенский в печати — в журнале «Жизнь искусства» (1923. №27. С.15) в статье Г.Крыжицкого «Футуризм». В ней алогичные изречения Введенского (типа «без отношения в каменном мире, полет без смысла, и это хорошо» или «слушая гортанный шепот собак, учись слушать потолок, лампочка») демонстрировались как пример нового этапа футуризма и подлинного «революционного пафоса» в искусстве. В сравнении с будущими соратниками по ОБЭРИУ Введенский раньше других взял за основной творческий принцип открытую борьбу со здравым смыслом, считая, что именно формальная логика отделяет человека от познания реальной сущности мироздания и жизни. Даже В.Хлебников в силу системности его натурфилософских исканий, отраженной в поэтико-лингвистических опытах, его не удовлетворял: «Хлебников мне чужд, уж скорее мне ближе Крученых».

Начальная пора литературной деятельности Введенский проходит в теснейшем союзе с Д.Хармсом. Это совместное вступление в «Орден заумников DSO» А.Туфанова (1925), выход из туфановского сообщества и организация «Чинарей» (1926; Введенский тогда подписывал свои произведения «чинарь — авторитет бессмыслицы»). Это и сотрудничество с ГИНХУКом (возглавлялся К.Малевичем) и возникшим в контакте с ним театром «Радикс», где ставилась пьеса «Моя мама вся в часах», смонтажированная из произведений Д.Хармса и Введенского. Это мимолетная «Академия левых классиков» и создание шумного с претензией на солидность ОБЭРИУ. Считается, что созидательной силой в этом дуэте был Д.Хармс, а разрушительной — Введенский, который принципиально не мог подчиниться любому определенному направлению (отсюда — скорый разрыв с А.Туфановым, а затем с Н.Заболоцким). Д.Хармс отзывался о Введенском как о человеке «демоническом», а другие современники отмечали необузданность его натуры. «В жизни это был человек неистового азарта,— подмечает один из них,— игрок, способный, стоя в очереди за гонораром, проиграть его начисто...»; «Введенский был по-гусарски азартен. Действительно, было что-то гусарское в его цыганистых глазах, да и в пристрастии к рискованным спорам на пари...». Первые (и единственные при жизни) опубликованные стихи Введенского демонстрировали его полное неприятие сложившегося миропорядка. В «Начале поэмы» (Собр. стихотворений. Л., 1926), как и во фрагменте из драматической поэмы «Минин и Пожарский» («Но вопли трудных англичан...» // Костер. Л., 1927), начисто нарушена привычная логика и во временном, и в пространственном, и в причинно-следственном планах (финал первой публикации: «На гуслях смерть играет в рясе / она пропахшему подружка / чу сухопарые костры / свиная тихая Колхида, / горели мясом. Рысь женилась»). «Сомнительность, неукладывае-мость в наши логические рамки есть в самой жизни,— скажет потом Введенский — И мне непонятно, как могли возникнуть фантастические, имеющие точные законы миры, совсем не похожие на настоящую жизнь. Например, заседание» (Линавский Л. Из разговоров «Чинарей» // Аврора. 1989. № 6. С 130).

К концу 1920-х такая манера письма, отражавшая ощущение непрочности, даже эсхатологичности современных устоев жизни, не могла быть публично представляемой.

В 1928 на помощь Введенскому пришли С.Маршак и Н.Олейников и вовлекли его в область детской литературы, где раскрылись затаенные способности поэта. «И вот какая противоречивость между тем Введенским, каким он был на людях: заядлым горожанином, обитателем прокуренных редакций, завсегдатаем шумных сборищ и... трогательным лирическим поэтом, богато наделенным чувством природы...» (Семёнов Б.— С.283). «Широк и разнообразен диапазон его творчества в детской литературе. Здесь и баллада, и лирические стихи, и вольное повествование, и шутка, и революционные лозунги, и припевки, написанные с силой не меньшей, чем та, которой обладал создатель "Окон РОСТА"» (Рахтанов И.- С.179). И до сих пор читают дети сказки братьев Гримм в переложении Введенского.

Однако, плодотворно работая в сфере детской литературы, Введенский ощущал основу своего творчества трагической. Он утверждал, что основными темами для него являются Бог, время, смерть. Считал, что не только разум человеческий, претендующий на постижение и устроение мира, но и само время — величины мнимые, фикция. В «Серой тетради» он записал: «Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном, его понимании... Тем не менее <...> можно попробовать и написать если и не о времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в смерть и в широкое непонимание... Горе нам, задумавшимся о времени» (Полное собр. произведений. Т.2. С.79). В стихах эту мысль Введенский выразил так: «Горит бессмыслицы звезда, / она одна без дна» («Кругом, возможно, Бог», 1931).

Эсхатологические настроения усилились у Введенского после его ссылки в Курск в связи со сфабрикованным ОГПУ делом, в частности о «вредительстве в области детской литературы» посредством использования «заумных стихов» (см: Разгром ОБЭРИУ: Материалы следственного дела // Октябрь. 1992. № 11. С. 167-191). После освобождения и возвращения в Ленинград у В. начинается творческий подъем, и трагический пафос его стихов крепнет. Еще в декларации ОБЭРИУ творческий метод В. обрисовывался следующим образом: «А.Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет» (Афиши Дома печати. 1928. №2. С.12).

В 1930-е произошло обратное: «бессмыслица» стала у Введенского содержанием произведений, адекватным современной жизни, а словесное «разбрасывание на куски» сменилось стройной формой медитативного монолога или диалогического интеллектуального действия при сохранении принципа алогизма. Таковы лучшие из сохранившихся произведений Введенского (их — ничтожная часть от созданного: будучи человеком бездомным, поэт свои создания не хранил). Это — «Приглашение меня подумать» (1931-34?), «Мне жалко, что я не зверь» (1934), где звучит тоска по невозможности бытия индивидуума во всем многообразии мира. Это «Потец» — жуткая драма о всемогуществе смерти и упорстве человеческого сознания (1936 или 1937). Это драма для чтения «Елка у Ивановых» (1938), где полностью торжествует абсурд при разумности всех реплик персонажей. Наконец, это «Элегия» (1940), которую восторженно читала А.Ахматова накануне войны,— величественное примирение со смертью («На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный»). И вслед за ней — «Где. Когда» (1941) — окончательное прощание с миром во всей его метафизической необъятности.

Введенский осознавал свою несовместимость с установившимся политическим режимом. В 1936 он переезжает в Харьков, но это его не спасет.

27 сент. 1941 он был подвергнут превентивному аресту (принудительная эвакуация прежде репрессированных) и, по противоречивым свидетельствам попутчиков, погиб в ходе следования на Казань.

Реабилитации Введенского помог Сергей Михалков, который познакомился с ним в 1930-е и чей знаменитый «Дядя Степа» возник не без влияния стихов Введенского.

В целом творческую позицию Введенский характеризует изречение: «Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома (из стиха 35 главы 13-й Евангелия от Марка),— то есть живите всегда сейчас, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет, поэтому думайте о настоящем — о сейчас, за которое вы отвечаете, несете ответственность за то, что сейчас совершите...» (Друскин Я.— С. 111). Творческое наследие Введенский еще ждет тщательного изучения. «В поэзии я, как Иоанн Креститель, только предтеча» — так характеризовал он себя (Друскин Я. — С.109). М.Кузмин называл Введенского поэтом эпохальным, Д.Хармс причислял его к великим писателям, которые «имели свою идею и считали ее выше своих художественных произведений». И называл имена других — Блейк, Гоголь, Толстой, Хлебников (Поэты группы ОБЭРИУ. С. 18).

Г.В. Филиппов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 352-354.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Полн. собр. соч. Анн Арбон: Адис. Т. 1. 1980; Т. 2. 1984;

Полн. собр. произв.: В 2 т. М., 1993;

Избранное. Munchen, 1974;

Ванна Архимеда. Л., 1991;

Поэты группы ОБЭРИУ; Сб. СПб., 1994.

Литература:

Александров А., Мейлах М. Творчество А. Введенского // Тартуский государственный университет. Материалы XXII научной студенческой конференции: Поэтика. История литературы. Лингвистика. Тарту, 1967. С.105-115;

Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1969. С.143-190;

Семёнов Б. Поэт Александр Введенский // Семёнов Б. Время моих друзей. Л., 1982. С.278-289;

Радов Е., Никитаев А. Поэзия и судьба: Творческий путь Александра Введенского // В мире книг. 1987. №6. С.65-67;

Александров А. Ученик Мельхиседека: О жизни и творчестве Александра Введенского // Звезда. 1989. №10. С.177-180;

Друскин Я. Чинари // Аврора. 1989. №6. С.103-115;

Елизавета Сергеевна Коваленкова вспоминает. Сергей Владимирович Михалков вспоминает. Анна Семёновна Ивантор вспоминает // Театр. 1991. №11. С.96-99, 101, 116-119;

Валпева Ю.М. Поэтический язык А.Введенского: Поэтическая картина мира. СПб., 1998; Кобринский А. «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда. М., 1999.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС