Волынский Аким Львович |
|
1861-1926 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Волынский Аким ЛьвовичВолынский - псевдоним писателя А. Л. Флексера, писавшего по вопросам философии и эстетики. Большинство его критических статей направлены против корифеев русской прогрессивной общественной мысли - Белинского, Чернышевского, Писарева и др. В области общих философских вопросов Волынский примыкал к идеалистическому направлению. Волынский сотрудничал в "Восходе" и "Северном Вестнике", членом редакции которого он состоял, а после прекращения последнего в "С.-Петербургских Ведомостях" и столыпинской "России", "Новостях" и других полуреакционных газетах. + + +Волынский Аким Львович (настоящие фамилия и имя Флексер Хаим Лейбович, 21.04(3.05). 1861, Житомир — 6.07.1926, Ленинград) - литературный и театральный критик, философ. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1886). С 1889 года печатался в журнале «Северный вестник»; после перехода журнала в руки Л. Я. Гуревич стал его ведущим критиком; выступил пропагандистом идеализма Канта, борцом за идеализм, который, писал он, «ставит впереди всего внутреннее духовное начало, власть души, морали, свободной воли» (Северный вестник. 1892. № 6. С. 171); критика должна оказывать влияние на современников, использую «строгую власть отвлеченной философской мысли». «Наука, философия религия», - так называлась программной статья Волынского (Там же. 1893. № 9), - главные орудия критика. Исходя из этого пытался «модернизировать» народничество, - бороться надо, - считал он, не за социально-политическое переустройство общества, а за духовную революцию. Отрицал социальный и исторический детерминизм, считая, что влияние среды не должно иметь «окончательного, исчерпывающего значения в процессе умственного и нравственного воспитания человека»; развитие личности, писал он, «есть постоянное, непрерывное обнаружение <...> основных свойств нравственной природы человека». Опираясь на эстетику Канта, пытался выработать универсальную систему критериев оценки художественных явлений, необходимую, с его точки зрения, как противовес «публицистической» критике последователей революционных демократов. Свое кредо критика сформулировал в программной статье, написанной в соавторстве с Л. Я. Гуревич, «Идеализм и буржуазность» (Там же. 1896. № 1). Публикация в 1892-1896 годвы цикла статей Волынского по истории русской критики, где переоценке было подвергнуто эстетическое наследие революционно-демократической критики (Белинского, Добролюбова и Чернышевского), а затем и других русских критиков (Майкова, Григорьева и др. ), вызвала резко негативное отношение печати; статьи собраны в книгу Волынского «Русские критики» (СПб., 1896). Волынский пытался наметить перед критикой новый путь: она должна быть философской и иметь «твердый теоретический фундамент». Программу Волынского высмеял Плеханов и назвал «почтенной, хотя и несколько педантичной старушкой-критикой» (Новое слово. 1897. № 7. С. 72). Своих оппонентов Волынский обвинил в отсутствии цельного философского мировоззрения и незнании критического идеализма Канта; полемические статьи его собраны в книге: «Борьба за идеализм» (СПб., 1900). В середине 1890-х годов он сблизился с представителями зарождавшегося символизма, хотя не все принимал в их творчестве; ценил в искусстве символистов идеализм, способность сочетать «мир явлений с таинственным миром божества», но порицал за декадентский индивидуализм. Свой спор с символистами критик развернул в цикле статей о Леонардо да Винчи (Северный вестник. 1897. № 9-12; 1898. № 1-4). Еще одной мишенью Волынского была концепция «нового Возрождения» Ф. Ницше, пропагандистом которой выступал тогда Мережковский, расширенный вариант его статей объединен в книге «Леонардо да Винчи» (1900). В предисловии к первому изданию он писал, что в основе его труда лежит «психологическое и литературно-критическое обследование современного идейного брожения, в котором есть так много родственного с идейным брожением Ренессанса». Волынский пытался развенчать здесь «демоническое искусство» «гениального декадента» Леонарда да Винчи. Однако помимо идейных установок книга Волынского содержала множество ярких художественных характеристик, благодаря чему получила высокую оценку зарубежных искусствоведов. В 1897 году в «Северном вестнике» публиковалось исследование Волынского «Н. С. Лесков», где впервые было обращено внимание на религиозные искания писателя. С закрытием «Северного вестника» связи Волынского с литературой слабеют; в 1901-1902 годы он выступал с лекциями о текущей литературе, где подверг ее резкой критике. В 1900-е годы Волынский создает исследование о Достоевском «Царство Карамазовых» (1901), разделив героев романа на выразителей двух полярных начал - богофильства и богофобства. Богофильство, по его мнению, спасает от ощущения трагической бессмысленности человеческого существования и открывает «перспективу вечно нового, вечно радостного бытия». Идеалом Волынского было слияние моральной ясности Толстого с метафизикой Достоевского. Эта позиция представлена в его книге «Ф. М. Достоевский» (1906). В последующие годы Волынский писал преимущественно о балете на страницах газет, став теоретиком и критиком балетного искусства; его теоретические статьи собраны в сборник «Книга ликований. Азбука классического танца» (Л., 1925). После Октябрьской революции заведовал итальянским отделом в издательстве «Всемирная литература», был председателем петроградского отделения Союза писателей. В эти годы Волынский подверг переоценке творчество Толстого и Достоевского, утратил интерес к христианству, критиковал евангельские тексты. В ряде неопубликованных работ выступил апологетом иудаизма, пропагандистом идей Федорова. Склонность к абстрактному теоретизированию обусловила нежизнеспособность его философских идей, отсутствие последователей и учеников, но многие конкретные наблюдения, основанные на большой эрудиции и способности улавливать мировоззренческий смысл искусства, оказали влияние на современников. Е. В. Иванов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 105-106.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Критические о догматические элементы в философии Канта // Северный вестник. 1889. № 7. 9-12; Наука и философия: Критические обзор главнейших произведений В. Бунда// Там же. 1890. № 1-5; Наука, философия и религии (Cogitata metaphysica) // Там же. 1890. № 9; Н. С. Лесков: Критический очерк. СПб., 1898; Леонардо да Винчи. СПб., 1891 (Киев, 1909; М., 1992); Книга великого гнева: Критически" статьи. Заметки. Полемика. СПб., 1904; Ф. М. Достоевский Критические статьи. СПб., 1906; Четыре евангелия. Пг., 1922 Что такое идеализм. Пг., 1922. Литература:Молоствов Н. Г. Борец за идеализм: (Слово правды o А.Л. Волынском). Рига, 1902; Он же. Волынский и новейшие идеалисты. СПб., 1905; Венгеров С. А. А. Волынский// Русская литература XX века (1890-1910)/Под ред., С. А. Венгерова. М 1914. Кн. 1; Плеханов Г. В. Судьбы русской критики. А. Л. Волынский // Собр. соч. М.; Л., 1925. Т. 10; Памяти А. Л. Волынского: Сборник / Под ред. П. Медведева. Л., 1928; Иванова Е. Е «Северный вестник» //Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. Буржуазные и модернистские издания. М., 1982; Она же. A. J1. Волынский // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1985 Т. 1; Куприяновский П. В. «Оглядываюсь в прошлое...»: Журнал «Северный вестник» 1890-х годов и его литературная позиция. Воронеж, 2009; Котельников В. А. Аким Волынский: модернистская версия критического идеализма // «Что есть истина?) Литературные версии критического идеализма. СПб., 2010.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |