Волкова Мария Вячеславовна |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мария Вячеславовна ВолковаВолкова (в замужестве Эйхельбергер) Мария Вячеславовна [2(15).10.1902, Усть-Каменогорск — 7.2.1983, д.Оттервейер близ Баден-Бадена, Германия] — поэтесса. Из потомственной казачьей семьи. Отец В.И.Волков — генерал, командир 7-го Сибирского казачьего полка, участник Белого движения, сподвижник А.В.Колчака. В ноябре 1918 В.И.Волков, комендант г.Омска, возглавил военный переворот; в 1919-1920 — был представителем Верховного Правителя России по формированию казачьих частей на Дальнем Востоке, комендантом г.Иркутска (См.: Краснов П.Н. На рубеже Китая. Париж, 1939. С.96-98; Клавинг В.В. Белая гвардия. СПб., 1999. С.248). Мать Волковой происходила из старинного рода уральских казаков Толстовых. Детство, отрочество и юность Волковой прошли в г.Джаркенте Семиреченской обл., недалеко от границы с Китаем. Она много путешествовала с полком отца. Непродолжительное время жила в Петербурге. Революцию и Гражданскую войну встретила в Омске. В 1919 вышла замуж за казачьего офицера А.Эйхельбергера, сына лютеранского пастора. После отступления армии А.В.Колчака Волковой удается перебраться в Литву (местечко Волковыс). Здесь В. прожила 10 лет, затем переехала в Восточную Пруссию (г.Гейдебрух). Стихи писала с детства, печататься начала в 1929. Это были стихи о казачестве, горечи пережитого, эмигрантской одиссее. Первый поэтический сборник Волковой «Песни Родине» вышел в Харбине в 1936, в издательстве Войскового представительства Сибирского казачьего войска. В предисловии П.Н.Краснов обращал особое внимание на драматизм судьбы Волковой: «Страшный, неистово лютый ледяной поход через всю Сибирь... до Байкала. В нем — ужасная смерть горячо любимого отца (крах дела А.В.Колчака привел В.И.Волкова к самоубийству, жена его умерла от тифа.— В.3.), потеря дочери-первенца. А потом изгнание, чужбина, бедность, сознание своей неприкаянности». Как отмечала поэтесса в краткой автобиографии, «жить приходилось на отшибе все время, в глухих уголках, в условиях, не благоприятствовавших литературной работе» (Содружество. Мюнхен, 1976. С.515). Тяжело переносилась духовная изоляция в провинциальной глуши. Только благодаря переписке сохранялась связь с друзьями и близкими ей по духу людьми. Второй сборник под названием «Стихи» вышел в 1944 в Париже, в издательстве «Кружка казаков-литераторов», и остался не замеченным. Как и в первом сборнике, тема судеб казачества в нем основная, несмотря на то что в стихах Волковой звучат и другие мотивы, характерные для эмигрантской поэзии «первой волны». С 1945 Волкова жила в г.Гемминштедте (Гольштиния) и д.Оттервейер близ Баден-Бадена. Печаталась в газете «Русская мысль». Начиная с 1955 ее стихи появлялись на страницах эмигрантских журналов «Возрождение», «Современник», «Новый журнал», а также в казачьих малотиражных изданий: «Сибирский казак» (Харбин), «Родимый край» (Париж). Стихи Волковой включены в известные антологии поэзии Русского зарубежья «Муза диаспоры» (Франкфурт-на-Майне, 1960) и «Содружество» (Мюнхен, 1976). В 1991 в Германии был посмертно издан итоговый сборник Волковой, над составлением которого она работала в последние годы своей жизни. В него вошли 150 стихотворений, преломивших жизненный и духовный опыт автора. По существу, это книга поэтессы о себе, о пережитом и выстраданном, о чем говорят названия 6 разделов книги: «Так значит жить?», «Что в памяти живо» (это экскурсы в прошлое Сибири, стихи-воспоминания, окрашенные ностальгическим чувством); «Минуты и годы», «Сестры вблизи и вдали» (стихи о непростых женских судьбах в старой России и совр. мире); «По самому краю» (размышления о жизни и смерти, о творчестве, красоте и таинстве Божьего мира). Замыкает композицию сборника раздел «О чужом». Поэтическая мысль Волковой была постоянно устремлена в «страну отцов» — Сибирь, землю, овеянную славой ее предков — казаков-землепроходцев («Землепроходцы», цикл «Стихи о Сибири», 1949; «Родине», 1962 и др.). Ностальгия высвечивала в памяти милые черты далекой родины: «Ни жужжанья, ни птичьего крика. / Божий мир и спокоен и прост. / Вкруг меня расцвела повилика / Сотней маленьких розовых звезд. / Богословскою травкой-тимьяном / Сладко пахнет родная земля... / Кратким счастьем, уплывшим в туманы, / Мне весна улыбнулась моя» («На сопке», 1949, из цикла «Стихи о Сибири»). Духовными опорами в нескончаемом эмигрантском кочевье для Волковой была вера, поэзия, воспринимаемая ею метафизически: «Каждый творческий трепет твой — / Это вечность в тебе самом!», и родной язык: «Слава высотам твоим и глубинам, / Дивная русская речь» («Крылья», 1947). Это все, что осталось от родины, помогло выжить в годину скитаний. Свой поэтический дар Волкова осознавала как долг. Она мучительно искала ответа на вопрос, как следует жить, что есть жизнь. Жизнь без веры для нее была невозможна: «Кто сказал, кто придумал это: / Жить без веры? — Значит без следа...» («Якорь», 1950). Об этом и стихотворение «Лампада», 1958. В стихах Волковой приземленное, обыденное тесно связано с нравственно-философской проблематикой, осмысляя которую она стремилась к простоте и ясности поэтического слога. По своему мироощущению В. близка казачьим поэтам Н.Евсееву, А.Перфильеву, Н.Туроверову. Как и последний, Волкова испытала влияние поэзии Н.Гумилева: «Память жестока и все припрячет, / Верный смысл поможет отыскать / В том, что понимали мы иначе / Или не хотели понимать. / Память разгадает все загадки / И, над ними насмеявшись зло, / Боль как нож вонзит до рукоятки, / Чтобы сердце кровью изошло» («Память», 1949). По словам поэта Вяч.Куприянова, в творчестве Волковой «явлен русский национальный стержень», не сломленный войнами и скитаниями, не погашенный чужой речью...» (Новый мир. 1992. №12. С.284). В.Н.Залевапов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 401-404. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Песни Родине / предисл. П.Н.Краснова. Харбин, 1936; Стихи. Париж, 1944; Стихотворения / под ред. Э.Добрингер и Б.Штайн. Мюнхен, 1991. Литература:Рудинский В. Красота самоотречения // Возрождение. 1956. №58. С.145-148; Туроверов А. Рецензия «Содружества» // Родимый край. Париж. 1967. №70. Май-июнь. С.41; Валин Е. Памяти почивших: [некролог] // Русская жизнь. Сан-Франциско. 1983. 17 марта; Рудинский В. Царство небесное дочери России: [некролог] // Наша страна. Буэнос-Айрес. 1983. №1705. 26 марта. С.4.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |