Владимир Святославич |
|
948-1015 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир I Святославович
Владимир Святой. Икона. Владимир Святославич (после крещения - Василий, ум. 1015) - князь киевский, по данным «Повести временных лет», примерно с 980 года, сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 году в поход против дунайских болгар, Святослав оставил Владимира Святославича князем в Новгороде. В 977 году между сыновьями Святослава началась усобица; Владимир Святославич бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, около 980 года занял Киев и убил Ярополка. Владимир Святославич значительно расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 году занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавшиеся под властью Польши. С 992 года состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка - сына Владимира Святославича. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но Владимир Святославич раскрыл заговор. В 981 и 982 годы Владимир Святославич совершил успешные походы на вятичей, в 983 году - на ятвягов и продвинулся к Балтийскому морю, в 984 году - на радимичей. Владимир Святославич укрепил связи между отдельными частями древнерусского государства, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. Владимир Святославич упорно боролся с печенегами, укрепил южную и юго-западную границу, построив в 988 году по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов. Стремясь усилить свою власть и объединить государство, Владимир Святославич попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать обязательным поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское государство нуждалось в религии, освящавшей новые феодальные порядки. Такой религией было христианство. Крещение Владимира Святославича произошло, видимо, в конце 987 или начале 988 года. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством Владимира Святославича в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в Малой Азии Владимир Святославич потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой императора Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда русское войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Русские войска заняли город Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Около 988-989 годов Владимир Святославич ввел христианство в качестве государственной религии (см. Крещение Руси). Владимир Святославич выдал клиру Десятинной церкви так называемую «подтвердительную грамоту», определившую доходы и судебные права церкви, которая позже легла в основу устава князя Владимира. При Владимире Святославиче в Киевской Руси происходил экономический, политический и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При Владимире Святославиче укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и другими сооружений. Однако к концу правления Владимира Святославича наметились признаки феодальной раздробленности. Княжение Владимира Святославича оставило глубокий след в народной памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность Владимира Святославича, он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями, обороняющими русскую землю. И. У. Будовниц. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963. Литература: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Сб. в память 900-летия крещения Руси, К., 1888; Завитневич В. З., Владимир Святой, как политич. деятель, К., 1888; Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897; Шахматов А. A., Корсунская легенда о крещении Владимира, СПБ, 1906; Юшков С. В., Исследования по истории рус. права, в. 1, Новоузенск, (19251; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Будовниц И. У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, (т.) 3, М., 1955. Вернуться на главную страницу Владимира Святославича
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |